Современный подход к построению профориентационных моделей профессий
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-112-119
Аннотация
Представлено теоретическое обоснование способа построения моделей профессий на основе классификации Е.А. Климова с учетом специфики современных требований к трудовой деятельности, заключающейся в необходимости выполнения трудовых функций специалистом в нескольких смежных направлениях труда в рамках одной профессиональной группы. Представлен теоретический анализ профориентационных методик определения предрасположенности человека к типу профессиональной деятельности. Предложено дополнение в классификацию профессий Е.А. Климова и представлена классификация многокомпонентных моделей профессий на основе сочетания различных профессиональных подтипов с их описанием. Приведены примеры многокомпонентных моделей профессий социономического типа профессий.
Об авторе
А. А. ЗайцеваРоссия
Александра Анатольевна Зайцева - кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
г. Москва
Список литературы
1. Веретенникова В.Б. Соотношение профессиональной идентичности и направленности личности студентов – будущих педагогов //концепт. – 2022. – № 4. – С. 95–110.
2. Грецов А.Г., Азбель А.А., Психологические тесты для старшеклассников и студентов. – СПб. : Питер, 2011. – 207 с.
3. Денисова О.В. Становление профессиональной идентичности студента-медика в образовательном процессе вуза: дисс... канд. псих. наук: 19.00.07 / Денисова О.В.; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького]. – Уфа, 2008. – 218 с.
4. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. – 112 с.
5. Зайцева А.А. Формирование профессиональной идентичности у обучающихся биономическим профессиям: дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 / Зайцева А.А. – Москва, 2018 г. – 194 с.
6. Зайцева, А.А. Исследование предрасположенности студентов медицинского вуза к типам профессиональной деятельности / А.А. Зайцева, А. А. Зайцев, К.М. Комиссарчик // Российские биомедицинские исследования. – 2023. – Т. 8, № 2. – С. 49–54. – DOI 10.56871/RBR.2023.62.17.007. – EDN BTNLGS.
7. Зайцева, А.А. Экспериментальные исследования взаимосвязи самоактуализации и профессиональной идентичности личности / А.А. Зайцева // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 2(93). – С. 26–29.
8. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов. 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический проект. – 2003. – С. 256.
9. Зубрилин К.М., Раздобарина Л.А., Якимов И.А. Специфика профориентационной работы в области искусства // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74-3. – С. 96–99.
10. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. – 432 с
11. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с
12. Климов Е.А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
13. Климова Н.В., Касьянова Т.И. Рынок труда молодежи: проблемы и пути их решения // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, апрель 2017 г.). – 2017. – С. 284–287.
14. Клячко Т.Л. Образование в России и мире. Основные тенденции // Образовательная политика. – 2020. – № . 1 (81). – С. 26–40.
15. Князькина Е.А. Стратегии привлечения талантливой молодежи в технический университет // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № . 1 (144). – С. 113–119.
16. Левицкая А.Н. Российский рынок труда в условиях дефицита молодых специалистов: проблемы и перспективы развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2022. – № . 2 (134). – С. 159–168.
17. Мусатова О.А., Футин В.Н. Профессиональная направленность личности как фактор психологической готовности к вхождению в трудовую деятельность // Психолого-педагогический поиск. – 2021. – № . 2. – С. 122–130.
18. Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации»
19. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. – СПб., 2003. – С. 39–45.
20. Приказ Минтруда России от 22.06.2023 № 542 «Об утверждении стандартов предоставления услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в стационарных условиях без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц»
21. Приказ Минтруда России от 25.02.2022 № 82н «Об утверждении Стандарта процесса осуществления полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования»
22. Пьянкова Л.А. Занятость и формирование профессиональных компетенций «работников будущего» // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2021. – № . 54. – С. 136–157.
23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996. – С. 237–244.
24. Рубцова, Н.Е. Психологические особенности субъектов труда в профессиях информационного типа / Н. Е. Рубцова, Г. И. Ефремова // Психолого-педагогический поиск. – 2021. – № 3(59). – С. 147–163. – DOI 10.37724/RSU.2021.59.3.014. – EDN WYPTYX.
25. Серых А.Б. Композиционный подход как методологическая основа изучения профессиональной идентичности / А.Б. Серых, А.А. Зайцева // Образование личности. – 2018. – № 2. – С. 12–18.
26. Тимофеев В.И., Щеглов Д.К. Актуальные вопросы совершенствования системы высшего профессионального образования в контексте современных требований рынка труда // Инновации. – 2019. – № . 10 (252). – С. 71–77.
27. Уракова Е.А., Гусев Е.Н., Сидоров А.Н. Основные направления развития профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70–3. – С. 240–242.
Рецензия
Для цитирования:
Зайцева А.А. Современный подход к построению профориентационных моделей профессий. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(1(67)):112-119. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-112-119
For citation:
Zaitseva A.A. A modern approach to constructing career guidance models of professions. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and Pedagogical sciences. 2024;(1(67)):112-119. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-112-119