A modern approach to constructing career guidance models of professions
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-112-119
Abstract
The article presents theoretical substantiation of the method of building models of professions, based on the classification of E.A. Klimov, taking into account the specifics of modern requirements to labor activity, which consists in the need for a specialist to perform labor functions in several related areas of work within one professional group. The article presents a theoretical analysis of career guidance methods for determining the predisposition of a person to the type of professional activity. An addition to E.A. Klimov's classification of professions is proposed and the classification of multicomponent models of professions based on the combination of various professional subtypes with their description is presented. Presented examples of multicomponent models of professions of sociognomic type of professions.
About the Author
A. A. ZaitsevaRussian Federation
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior lecturer,
Moscow
References
1. Веретенникова В.Б. Соотношение профессиональной идентичности и направленности личности студентов – будущих педагогов //концепт. – 2022. – № 4. – С. 95–110.
2. Грецов А.Г., Азбель А.А., Психологические тесты для старшеклассников и студентов. – СПб. : Питер, 2011. – 207 с.
3. Денисова О.В. Становление профессиональной идентичности студента-медика в образовательном процессе вуза: дисс... канд. псих. наук: 19.00.07 / Денисова О.В.; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького]. – Уфа, 2008. – 218 с.
4. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. – 112 с.
5. Зайцева А.А. Формирование профессиональной идентичности у обучающихся биономическим профессиям: дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 / Зайцева А.А. – Москва, 2018 г. – 194 с.
6. Зайцева, А.А. Исследование предрасположенности студентов медицинского вуза к типам профессиональной деятельности / А.А. Зайцева, А. А. Зайцев, К.М. Комиссарчик // Российские биомедицинские исследования. – 2023. – Т. 8, № 2. – С. 49–54. – DOI 10.56871/RBR.2023.62.17.007. – EDN BTNLGS.
7. Зайцева, А.А. Экспериментальные исследования взаимосвязи самоактуализации и профессиональной идентичности личности / А.А. Зайцева // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 2(93). – С. 26–29.
8. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов. 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический проект. – 2003. – С. 256.
9. Зубрилин К.М., Раздобарина Л.А., Якимов И.А. Специфика профориентационной работы в области искусства // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74-3. – С. 96–99.
10. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. – 432 с
11. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с
12. Климов Е.А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
13. Климова Н.В., Касьянова Т.И. Рынок труда молодежи: проблемы и пути их решения // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, апрель 2017 г.). – 2017. – С. 284–287.
14. Клячко Т.Л. Образование в России и мире. Основные тенденции // Образовательная политика. – 2020. – № . 1 (81). – С. 26–40.
15. Князькина Е.А. Стратегии привлечения талантливой молодежи в технический университет // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № . 1 (144). – С. 113–119.
16. Левицкая А.Н. Российский рынок труда в условиях дефицита молодых специалистов: проблемы и перспективы развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2022. – № . 2 (134). – С. 159–168.
17. Мусатова О.А., Футин В.Н. Профессиональная направленность личности как фактор психологической готовности к вхождению в трудовую деятельность // Психолого-педагогический поиск. – 2021. – № . 2. – С. 122–130.
18. Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации»
19. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. – СПб., 2003. – С. 39–45.
20. Приказ Минтруда России от 22.06.2023 № 542 «Об утверждении стандартов предоставления услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в стационарных условиях без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц»
21. Приказ Минтруда России от 25.02.2022 № 82н «Об утверждении Стандарта процесса осуществления полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования»
22. Пьянкова Л.А. Занятость и формирование профессиональных компетенций «работников будущего» // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2021. – № . 54. – С. 136–157.
23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996. – С. 237–244.
24. Рубцова, Н.Е. Психологические особенности субъектов труда в профессиях информационного типа / Н. Е. Рубцова, Г. И. Ефремова // Психолого-педагогический поиск. – 2021. – № 3(59). – С. 147–163. – DOI 10.37724/RSU.2021.59.3.014. – EDN WYPTYX.
25. Серых А.Б. Композиционный подход как методологическая основа изучения профессиональной идентичности / А.Б. Серых, А.А. Зайцева // Образование личности. – 2018. – № 2. – С. 12–18.
26. Тимофеев В.И., Щеглов Д.К. Актуальные вопросы совершенствования системы высшего профессионального образования в контексте современных требований рынка труда // Инновации. – 2019. – № . 10 (252). – С. 71–77.
27. Уракова Е.А., Гусев Е.Н., Сидоров А.Н. Основные направления развития профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70–3. – С. 240–242.
Review
For citations:
Zaitseva A.A. A modern approach to constructing career guidance models of professions. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and Pedagogical sciences. 2024;(1(67)):112-119. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-112-119