Разработка диагностического инструментария исследования уровня художественного восприятия средствами синестезии
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-150-155
Аннотация
Раскрываются проблемы развития художественного восприятия средствами синестезии. Рассматриваются понятия «восприятие», «художественное восприятие», «синестезия» и «синестезия в искусстве». Выявлено, что у детей подросткового возраста начинает лидировать логическое мышление, которое мешает им мыслить образно. Синестезия выступает в роли средства для определения уровня художественного восприятия подростков, их способности к пониманию идеи автора и к созданию собственного художественного образа на основе межчувственных ассоциаций и соощущений.
Об авторах
О. А. ОвсянниковаРоссия
Оксана Александровна Овсянникова - кандидат педагогических наук, доцент; зав. кафедрой,
г. Тюмень
Е. О. Бессонова
Россия
Екатерина Олеговна Бессонова - студентка,
г. Тюмень
Д. Е. Вишнякова
Россия
Дарья Евгеньевна Вишнякова - студентка,
г. Тюмень
Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. Задачи психологии искусства. Художественное творчество / Б.Г. Ананьев. – Москва – 1982. – 257 с.
2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – Москва: Прогресс, 1974. – 392 с.
3. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. – Москва: Новая Москва, 1925. – 240 с.
4. Большой энциклопедический словарь / главный редактор: А. М. Прохоров. – Москва: Советская энциклопедия, 1993. – 1628 с.
5. Волкова, Е.В. Произведение искусства – предмет эстетического анализа / Е.В. Волкова. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 286 с.
6. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 480 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л.С. Выготский. – Москва: Государственное издательство РСФСР, 1930. – 310 с.
8. Галеев, Б.М. Проблема синэстезии в искусстве / Б.М. Галеев. – Ленинград: Симпозиум «Проблемы художественного восприятия», 1968. – 64 с.
9. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. – Москва: Учпедгиз, 1961. – 223 с.
10. Кульман, Ф. Новые пути преподавания рисования / Ф. Кульман. – Москва: 1914. – 250 с.
11. Лурия, А.Р. Психологическое наследие: избранные труды по общей психологии / А.Р. Лурия. – Москва: Смысл, 2003. – 135 с.
12. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – Москва: Искусство в школе, 1995. – 132 с.
13. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности / Ю.А. Цагарелли. – Санкт-Петербург: Композитор, 2008. – 367 с.
14. Юшкова, Л.А. Общая психология: учеб.-метод. пособие для студентов оч. и заоч. формы обучения / Л.А. Юшкова. / М-во образования Рос. Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т; Авт.-сост. – Л.А. Юшкова. – Новосибирск : НГПУ, 2004. – 124, [1] с.
Рецензия
Для цитирования:
Овсянникова О.А., Бессонова Е.О., Вишнякова Д.Е. Разработка диагностического инструментария исследования уровня художественного восприятия средствами синестезии. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(1(67)):150-155. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-150-155
For citation:
Ovsyannikova O.A., Bessonova E.O., Vishnyakova D.E. Development of diagnostic tools for studying the level of artistic perception by means of synesthesia. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2024;(1(67)):150-155. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-150-155

