Педагогические основы формирования ценностных ориентаций обучающихся в условиях транзитивного общества: на примере предметной области ОДНКНР
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-18-21
Аннотация
Рассматривается динамика формирования ценностных ориентаций детей и подростков в условиях транзитивного общества, анализируется специфика их проявления в учебно-воспитательном процессе предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», направленной на формирование гражданской идентичности детей и подростков в меняющемся обществе. Раскрываются основные проблемы воспитания ценностных оснований в условиях кризиса морали, причем они зависят и от активности самого ребенка в процессе социального взаимодействия и от влияния на него социально-негативного контента различных асоциальных групп. Особое внимание уделено феномену этнического эгоизма, социальной депривации личности и психосоциальной изоляции, принятия ею квазиреальности виртуального мира. Рассматривается ряд методологических проблем, определяющих необходимость кардинальных изменений в подготовке учителей, социальных педагогов, социальных работников компетентных в определении и выполнении реально достижимых задач социального воспитания в противодействии влиянию асоциальной субкультуры, в личностном и социальном развитии на основе социально-педагогического и диалогического подхода. Анализируется практика профилактики социальных и криминальных рисков, психолого-педагогического сопровождения и поддержки в кризисных ситуациях на основе субъект-субъектного взаимодействия.
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. ТамарскаяРоссия
Нина Васильевна Тамарская - доктор педагогических наук, профессор,
Москва
А. В. Пищелко
Россия
Александр Валериевич Пищелко - доктор педагогических наук, профессор,
Москва
Е. В. Еремин
Россия
Евгений Владимирович Еремин - кандидат педагогических наук,
Москва
А. А. Хлап
Россия
Анна Александровна Хлап - старший преподаватель,
Москва
Список литературы
1. Федеральный образовательный стандарт общего среднего образования, 2012.
2. Концепция преподавания «Основ духовно-нравственной культуры народов России.», 2021.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 № 568.
4. Михальцова, Л.Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психолого-педагогических исследованиях / Л. Ф. Михальцова // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 5. – С. 30–37.
5. Николаева И.И. Психолого-педагогические аспекты формирования навыков межкультурного взаимодействия студентов в поликультурной образовательной среде. Журнал «Современные проблемы науки и образования», 2017, № 5.
6. Овчинников О.М. Гуманизация субъект-субъектных отношений как основополагающий фактор в педагогической деятельности с несовершеннолетними аддиктами. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2011. – № 1(15). – С. 411–414.
7. Овчинников О.М. Ценностные ориентации подростков с дезадаптивным поведением. Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – № 1. – С. 151–155.
8. Руднева, Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: монография / Е.Л. Руднева; под общ. ред. Б.П. Невзорова. – Кемерово: Изд-во КРИП- КиПРО, 2002. – 302 с.
9. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1990. – 528 с.
10. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Социальное развитие учащейся молодежи, склонной к деструктивному поведению // Молодой ученый. – 2015. – № 10. – С. 1323–1324. Фортова Л.К., Овчинников О.М., Ломакина А.Н. Педагогическая профилактика неадаптивного поведения несовершеннолетних в современном социуме. Учебное пособие / Л. К. Фортова, О. М. Овчинникова, А. Н. Ломакина; Федеральная служба исполн. наказаний, Владимирский юридический ин-т Федеральной службы исполн. наказаний. Владимир, 2011. 147 с.
11. Германова Е.А. Духовно-нравственное развитие учащихся требует педагогического внимания // Воспитание школьников. – 2013. – № 7. – С. 24–27.
12. Данилюк А.Д., Кондаков А.М., Тишкова В.А. Концепция развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Российская академия образования. – М.: Просвещение, 2009. – 16 с.
13. Кошечко А.Н. Теория и практика преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: взгляд тренера-преподавателя. Томск, ТОИПКРО, 2012. – 7 с.
Рецензия
Для цитирования:
Тамарская Н.В., Пищелко А.В., Еремин Е.В., Хлап А.А. Педагогические основы формирования ценностных ориентаций обучающихся в условиях транзитивного общества: на примере предметной области ОДНКНР. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(1(67)):18-21. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-18-21
For citation:
Tamarskaya N.V., Pishchelko A.V., Eremin E.V., Khlap A.A. Pedagogical foundations for the formation of students' value orientations in a transitive society (using the example of the subject area of the ODNKNR). THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2024;(1(67)):18-21. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-18-21