Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

К вопросу о специфике CLIL-обучения иностранных студентов – будущих инженеров на этапе предвузовской языковой подготовки

https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-3-69-69-76

Аннотация

Описывается опыт преподавания русского языка как иностранного: проблемы и трудности в обучении иностранных студентов; дается характеристика методологических основ преподавания РКИ в вузе; представлены средства и методы языковой подготовки иностранных студентов; намечены пути решения проблем в подготовке выпускников технического вуза.

Об авторе

Т. Н. Резникова
Калининградский государственный технический университет
Россия

Татьяна Николаевна Резникова - старший преподаватель,

Калининград



Список литературы

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика. обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

2. Андреев A. Л. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. – № 2. – С. 3–11.

3. Балыхина, Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов / Т. М. Балыхина. – М.: Изд-во РУДН, 2007. – 188 с.

4. Веб-сайт Cambridge English Language Assessment: www.cambridgeenglish.org

5. Вотинцева М. В. Интегрированное обучение иностранному языку как условие формирования профессиональной мобильности экономистов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Вотинцева Марина Владимировна; [Место защиты: Забайк. гос. пед. ун-т им. Н. Г. Чернышевского]. – Чита, 2011.

6. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов ин. яз. высш. пед. учебных заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М.: Академия, 2006. – 336 с.

7. Гудков Д. Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения. Лекционный курс для студентов РКИ. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 120 с.

8. Драгилева Л. Г. Русский язык как иностранный: учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов, обучающихся в бакалавриате по направлению подготовки 35. 03. 08 «Водные биоресурсы и аквакультура». – Калининград: КГТУ, 2017. – 127 с.

9. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие для вузов по специальности «профессиональное обучение (по отраслям)»: рек. УМО вузов РФ / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк; гл. ред. Д. И. Фельдштейн; Моск. психолого-социальный ин-т. М.: МПСИ, 2012.

10. Калинникова Л. Н. Развитие и совершенствование методики преподавания русского языка как иностранного кафедрой русского языка КГТУ. –Сборник: Инновации в науке, образовании и бизнесе - 2012. Труды X Международной научной конференции. В 2-х частях. – 2012. – С. 327–330.

11. Куриленко В. Б. Методология и методика непрерывного профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных медиков: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Куриленко Виктория Борисовна; [Место защиты: ФГАОУ ВО Российский университет дружбы народов], 2017. – 561 с. – С. 413-425.

12. Локтюшина, Е. А. Предметно-языковое интегрированное обучение как подход к профессиональному образованию [Текст] / Е. А. Локтюшина, Т. Н. Сайтимова // Бизнес. Образование. Право. – 2015. – № 2. – С. 324–328.

13. Новиков А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. 2011. – № 6.

14. Официальный сайт ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» - Калининградский государственный технический университет | Главная страница (klgtu.ru)

15. Питерова А. Ю. Культурный шок: особенности и пути преодоления // Наука. Общество. Государство. 2014. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-shok-osobennosti-i-puti-preodoleniya (дата обращения: 15.10.2023)

16. Пугачев И. А. Профессионально ориентированное обучение русскому языку как иностранному: теория, практика, технологии [Текст]: [монография] / И. А. Пугачев. – Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2016. – 482, [1] с.

17. Пугачев, И. А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка иностранцам [Текст] / И. А. Пугачев. – Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2011. – 283, [1] с.

18. Стурикова М. В. Коммуникативная компетенция: к вопросу о дефиниции и структуре // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. – №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnayakompetentsiya-k-voprosu-o-definitsii-i-strukture (дата обращения: 18.09.2023).

19. Сысоев П. В. Подготовка педагогических кадров к реализации предметно-языкового интегрированного обучения в вузе // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30. – № 5. – С. 21–31.

20. Хавронина С. А., Балыхина Т. М. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный» [электронный ресурс] / Хавронина С. А., Балыхина Т. М.; Российский ун-т дружбы народов. – Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2008.

21. Чуксина И. Г. Проблемы обучения иностранных курсантов-первокурсников морского вуза на неродном для них языке // Известия Балтийской государственной академии РФ. Психолого-педагогические науки: Научный журнал. –Калининград: изд-во БГАРФ, 2020. – № 2 (52). – С. 175–178.

22. Coyle D. Theory and planning for effective classrooms: supporting students in content and language integrated learning contexts // Learning through a Foreign Language: Models, Methods and Outcomes / ed. by J. Masih. – L.: CILT Publications, 1999. – P. 46–62.

23. Oberg, K. (1960). Cultural Shock: Adjustment to New Cultural Environments. Practical Anthropology, os7(4), 177–182.

24. Marsh D. Bilingual education and content and language integrated learning. Paris: University of Sorbonne, 1994.


Рецензия

Для цитирования:


Резникова Т.Н. К вопросу о специфике CLIL-обучения иностранных студентов – будущих инженеров на этапе предвузовской языковой подготовки. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(3(69)):69-76. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-3-69-69-76

For citation:


Reznikova T.N. Teachingrussian as a foreign language at Kaliningrad State Technical University: experience, current problems and ways to solve them. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(3(69)):69-76. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-3-69-69-76

Просмотров: 59


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)