Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Детский коллектив как среда этнокультурного воспитания в учреждении дополнительного образования

https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-69-75

Аннотация

Цель проводимого исследования заключается в анализе детского коллектива как психолого-педагогического феномена и среды этнокультурного воспитания, реализуемого педагогом учреждения дополнительного образования. Актуальность исследования определена тенденциями развития мирового сообщества двадцать первого века, в частности в сфере образования. В результате изучения литературы по (А.С. Макаренко, Е.В. Сараева, В.Е. Баранов, Ю.В. Лисицын и другие) рассмотрены известные определения термина «коллектив» и основные особенности детского коллектива (психолого-возрастные, психофизиологические, гендерные, этнические). Представлено описание этапов становления детского коллектива как среды этнокультурного воспитания в УДО; охарактеризованы педагогические инструменты этнокультурного воспитания членов детского коллектива.

Об авторах

И. Д. Рудинский
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Россия

Игорь Давидович Рудинский - доктор педагогических наук, профессор,

Калининград



Э. И. Ахмедова
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Россия

Эльмира Исфендияровна Ахмедова - аспирантка,

Калининград



Список литературы

1. Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. Ф. Лысова. – М.: Инфра-М, 2015 – 352 с.

2. Ахмедова Э.И., Рудинский И.Д. Организация этнокультурного воспитания учащихся начальной школы в учреждении дополнительного образования как педагогическая проблема // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. – Т. 1. – № 1(89). – С. 111–124.

3. Баранов В.Е. Коллектив как пространство личностного бытия человека // Terra Linguistica. 2013. № 167. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollektiv-kak-prostranstvo-lichnostnogo-bytiya-cheloveka (дата обращения: 08.01.2024).

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие. – М., 1999.

5. Лазарев М.А. Роль возрастных особенностей в формировании школьного коллектива // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. – № 2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vozrastnyhosobennostey-v-formirovanii-shkolnogo-kollektiva (дата обращения: 08.01.2024).

6. Лисицын Ю.В. Этапы и психологические механизмы формирования детского коллектива (теоретический аспект) // Вестник науки. 2019. – № 5 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-ipsihologicheskie-mehanizmy-formirovaniya-detskogo-kollektiva-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 06.01.2024).

7. Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. Т. 5: Общие вопросы теории педагогики. – М.: Академия педагогических наук РСФСР. 1958. – 558 с.

8. Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/activity/international_activity/ (дата обращения: 07.01.2024)

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник. – М.: ИЦ «Академия», 2003. – 456 с.

10. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. – М.: Изд-во института психотерапии. 2003. – 341 с.

11. Ноздренко Е.А., Ескина А.А. Использование этнокультурных образов в отечественной рекламе как отражение культурных традиций // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11118 (дата обращения: 08.01.2024).

12. Одилова Д.И., Фахрутдинова А.В. Этнокультурное воспитание младших школьников в условиях внеурочной деятельности // Скиф. 2022. № 4 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnoevospitanie-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 08.01.2024).

13. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой. – М.: Новая школа. 1997. – 352 с.

14. Расстанова Е.А. Гендерные особенности развития физических качеств старших дошкольников (ловкости, быстроты, гибкости) / Е.А. Расстанова // Проблемы педагогики. – 2016 – № 7 – С. 33–38.

15. Сараева Е.В. Детский коллектив как психолого-педагогический феномен / Е. В. Сараева // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: Материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием в 2 частях, Тольятти, 02–03 апреля 2014 года. Часть 2. – Тольятти: SIMJET, 2014. – С. 380–385.

16. Тихомирова И.А. Анатомия и возрастная физиология: учебник / И. А. Тихомирова. – М.: Феникс, 2015 – 286 с.

17. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. Об образовании в Российской Федерации http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 07.01.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Рудинский И.Д., Ахмедова Э.И. Детский коллектив как среда этнокультурного воспитания в учреждении дополнительного образования. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(1(67)):69-75. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-69-75

For citation:


Rudinskiy I.D., Akhmedova E.I. Children's collective as an environment of ethnocultural education in an institution of additional education. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(1(67)):69-75. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-69-75

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)