Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Детский коллектив как среда этнокультурного воспитания в учреждении дополнительного образования

https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-69-75

Аннотация

Цель проводимого исследования заключается в анализе детского коллектива как психолого-педагогического феномена и среды этнокультурного воспитания, реализуемого педагогом учреждения дополнительного образования. Актуальность исследования определена тенденциями развития мирового сообщества двадцать первого века, в частности в сфере образования. В результате изучения литературы по (А.С. Макаренко, Е.В. Сараева, В.Е. Баранов, Ю.В. Лисицын и другие) рассмотрены известные определения термина «коллектив» и основные особенности детского коллектива (психолого-возрастные, психофизиологические, гендерные, этнические). Представлено описание этапов становления детского коллектива как среды этнокультурного воспитания в УДО; охарактеризованы педагогические инструменты этнокультурного воспитания членов детского коллектива.

Об авторах

И. Д. Рудинский
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Россия

Игорь Давидович Рудинский - доктор педагогических наук, профессор,

Калининград



Э. И. Ахмедова
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Россия

Эльмира Исфендияровна Ахмедова - аспирантка,

Калининград



Список литературы

1. Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. Ф. Лысова. – М.: Инфра-М, 2015 – 352 с.

2. Ахмедова Э.И., Рудинский И.Д. Организация этнокультурного воспитания учащихся начальной школы в учреждении дополнительного образования как педагогическая проблема // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. – Т. 1. – № 1(89). – С. 111–124.

3. Баранов В.Е. Коллектив как пространство личностного бытия человека // Terra Linguistica. 2013. № 167. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollektiv-kak-prostranstvo-lichnostnogo-bytiya-cheloveka (дата обращения: 08.01.2024).

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие. – М., 1999.

5. Лазарев М.А. Роль возрастных особенностей в формировании школьного коллектива // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. – № 2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vozrastnyhosobennostey-v-formirovanii-shkolnogo-kollektiva (дата обращения: 08.01.2024).

6. Лисицын Ю.В. Этапы и психологические механизмы формирования детского коллектива (теоретический аспект) // Вестник науки. 2019. – № 5 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-ipsihologicheskie-mehanizmy-formirovaniya-detskogo-kollektiva-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 06.01.2024).

7. Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. Т. 5: Общие вопросы теории педагогики. – М.: Академия педагогических наук РСФСР. 1958. – 558 с.

8. Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/activity/international_activity/ (дата обращения: 07.01.2024)

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник. – М.: ИЦ «Академия», 2003. – 456 с.

10. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. – М.: Изд-во института психотерапии. 2003. – 341 с.

11. Ноздренко Е.А., Ескина А.А. Использование этнокультурных образов в отечественной рекламе как отражение культурных традиций // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11118 (дата обращения: 08.01.2024).

12. Одилова Д.И., Фахрутдинова А.В. Этнокультурное воспитание младших школьников в условиях внеурочной деятельности // Скиф. 2022. № 4 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnoevospitanie-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 08.01.2024).

13. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой. – М.: Новая школа. 1997. – 352 с.

14. Расстанова Е.А. Гендерные особенности развития физических качеств старших дошкольников (ловкости, быстроты, гибкости) / Е.А. Расстанова // Проблемы педагогики. – 2016 – № 7 – С. 33–38.

15. Сараева Е.В. Детский коллектив как психолого-педагогический феномен / Е. В. Сараева // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: Материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием в 2 частях, Тольятти, 02–03 апреля 2014 года. Часть 2. – Тольятти: SIMJET, 2014. – С. 380–385.

16. Тихомирова И.А. Анатомия и возрастная физиология: учебник / И. А. Тихомирова. – М.: Феникс, 2015 – 286 с.

17. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. Об образовании в Российской Федерации http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 07.01.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Рудинский И.Д., Ахмедова Э.И. Детский коллектив как среда этнокультурного воспитания в учреждении дополнительного образования. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(1(67)):69-75. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-69-75

For citation:


Rudinskiy I.D., Akhmedova E.I. Children's collective as an environment of ethnocultural education in an institution of additional education. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2024;(1(67)):69-75. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-69-75

Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)