Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Применение дискуссии в развитии эмоционального интеллекта обучающихся

https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-3-69-272-279

Аннотация

Осуществлен краткий экскурс в историю изучения проблемы эмоционального интеллекта (далее – ЭИ) отечественными и зарубежными исследователями; уточнена сущность ЭИ, раскрыто его содержание и компоненты; описано применение дискуссии в развитии ЭИ у взрослых обучающихся.

Об авторах

О. Ю. Шитакова
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Ольга Юрьевна Шитакова - аспирант,

 



А. Ю. Гуськов
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Александр Юрьевич Гуськов - аспирант,

 



Список литературы

1. Александрова, Н. П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н. П. Александрова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – С. 71.

2. Асмаковец, Е. С. Психотехники развития эмоциональной гибкости // Практикум по психологии состояний: учебное пособие / под ред. А. О. Прохорова. – СПб.: Речь, 2004. – С. 434–450;

3. Вачков, И. В. Основы технологии тренинга. – М.: Ось-89, 1999. – 176 с.

4. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. – М.: ИД Вильямс, 2007. – 512 с.

5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. – М.: ВКТ, 2009. – 478 с.

6. Давыдова, Ю. В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2011. – С. 11.

7. Дмитриева, Е. А., Тиняков, О. А., Бурдастых, Е. Н. Применение интерактивных методов в образовательном процессе // Уч. зап.: электрон. науч. журн. Курск. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки, 2014. – № 1(29). – URL: http://www.scientifc-notes.ru/pdf/034-029.pdf

8. Дьячкова, Е. Н. Формы реализации и построение речевого конфликта: спорт, дискуссия, полемика / Е. Н. Дьячкова, Н. Р. Швец // Проблемы высшего образования. – Хабаровск: ТГУ, 2011. – № 1. – С. 82–83.

9. Ивин, А. А. Риторика: искусство убеждать / А. А. Ивин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – С. 22.

10. Киселева, Т. С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дис. … канд. психол. наук. – М., 2015. – С. 7.

11. Комлик, Л. Ю., Меренкова, В. С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детскородительских отношений // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2017. – Т. 23. – № 3. – С. 37–40.

12. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности / С. Н. Титова, Я. В. Брычкова, Т. А. Гармс, Е. В. Миронова, Л. Н. Гневашева и др. – М.: Академия, 2008. – 160 с.

13. Кузьмина, Н. В. Дискуссия как форма и метод проблемного урока / Н. В. Кузьмина: сб. материалов VI Междунар. Научно-практ. конф. – Чебоксары, 2016. – С. 82–84.

14. Ларина, А. Т. Эмоциональный интеллект // АНИ: педагогика и психология, 2016. – №3(16). – С. 275–278.

15. Ларина, А. Т. Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов // МНИЖ, 2016. – № 10(52). – С. 121–124.

16. Литвиненко, В. А., Обухова, Ю. В. Современные исследования эмоционального интеллекта в отечественной психологии // Северо-Кавказский психологический вестник, 2020. – № 2. – С. 28–40.

17. Мещерякова, И. Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Курск, 2011. – С. 10.

18. Наймушина, Л. М. Обзор психолого-педагогической работы по внедрению социально-эмоционального обучения // Педагогика вчера, сегодня, завтра, 2019. – Т. 2. – № 3. – С. 41.

19. Наймушина, Л. М. Программа развития эмоционального интеллекта обучающихся в процессе их профессиональной подготовки // Педагогика: история, перспективы, 2020. – Т. 3. – № 5. – C. 66–72.

20. Опросник эмоционального состояния Д. В. Люсина. – URL: https://akwatoria.ru/oprosnik/ emotsionalnogo/intellekta/d-lyusina

21. Осипова, А. А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 509 с.

22. Панкратова, А. А. Эмоциональный интеллект: смешанные модели способностей и методики диагностики // Вопросы психологии. – 2020. – № 1. – С. 154–164.

23. Пархимович, З. В., Савенкова, Т. Д. Методики развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка средствами игровой и художественной деятельности // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология, 2018. – № 2. – С. 107–120.

24. Рыбакова, Н. А. Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки // Психология и Психотехника, 2015. – № 2. – C. 150–158.

25. Савенков, А. И. Интеллект, ведущий к профессиональному успеху, как фактор развития профессиональной одаренности будущего специалиста / А. И. Савенков, Л. М. Нарикбаева // Одаренный ребенок, 2007. – № 6. – С. 22–36.

26. Сергиенко, Е. А., Хлевная, Е. А., Ветрова, И. И., Киселёва, Т. С. Факторная и структурная валидность методики ТЭИ (тест эмоционального интеллекта) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2017. – Т. 23. – № 3. – С. 33–36.

27. Сергиенко, Е. А., Хлевная, Е. А., Ветрова, И. И., Никитина, А. А. Тест эмоционального интеллекта – русскоязычная методика // Социальная психология и общество, 2019. – Т. 10. – № 3. – С. 177–192.

28. Шитакова, О. Ю. Тьюторское сопровождение как педагогический феномен в гражданских и военных институтах / О. Ю. Шитакова, Т. Г. Мухина // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2024. – № 2. – С. 150–162.

29. Шитакова, О. Ю. Формирование дискуссионных навыков у студентов вузов / О. Ю. Шитакова, А. Ю. Гуськов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. – 2024. – № 2. – С. 285–291.

30. Шлыкова, Н. И., Полянина, О. И. Эмоциональный интеллект и удовлетворённость браком: различия, взаимосвязь и особенности структуры данных показателей у мужчин и женщин // Психология и Психотехника. – 2016. – № 5. – С. 415–419.

31. Barchard, K. A. Does emotional intelligence assist in the prediction of academic success? // Educational and Psychological Measurement. – 2003. – Vol. 63, Issue 5. – P. 840–858. – DOI: 10.1177/0013164403251333

32. Kornilova, T. V., Chumakova, M. A., Krasavtseva, Yu. V. Emotional intelligence, patterns for coping with decisional conflict, and academic achievement in cross-cultural perspective (evidence from selectiverussian and Azerbaijani student populations) // Psychology inrussia: State of the Art. – 2018. – Vol. 11, Issue 2. – P. 114–133. – DOI: 10.11621/pir.2018.0209.

33. Mayer, J. D., Salovey, P. Emotional Intelligence. – N. Y.: [S. n.], 2005. 34. Naeem, N., van der Vleuten, C., Muijtjens, A. M. M., Violato, C., Ali S. M., Al-Faris, E. A., Hoogenboom, R., Naeem, N. Correlates of emotional intelligence: Results from a multi-institutional study among undergraduate medical students // Medical Teacher. – 2014. – Vol. 36, Issue sup1. – P. S30–S35.


Рецензия

Для цитирования:


Шитакова О.Ю., Гуськов А.Ю. Применение дискуссии в развитии эмоционального интеллекта обучающихся. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(3(69)):272-279. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-3-69-272-279

For citation:


Shitakova O.Y., Guskov A.Y. The use of discussion in the development of emotional intelligence of students. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(3(69)):272-279. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-3-69-272-279

Просмотров: 110


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)