К вопросу о роли дополнительного образования и профориентации в формировании человеческого капитала
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-10-20
Аннотация
Исходя из того, что человеческий капитал представляет собой способность человека превращать информацию в знания, а знания – в практическую деятельность, в работе постулируется особое значение образовательной компоненты в целом в её структуре. Рассматривается вопрос о содержании и векторе развития дополнительного образования и профессиональной ориентации в современной России в контексте формирования человеческого капитала. Дополнительное образование должно обеспечивать доступ к освоению ребенком основных семиотических систем на протяжении всех стадий его жизненного цикла, а обширный спектр реализованных способностей и интересов подрастающего поколения должны в свою очередь формировать основу для восприятия ими социальных ценностей и включения в продуктивную профессиональную жизнь.
Об авторах
Н. Г. ЧистоваРоссия
Наталья Геральдовна Чистова - доктор технических наук, профессор,
Красноярск
А. А. Наринян
Россия
Арам Анатольевич Наринян - кандидат философских наук, доцент,
Калининград
Р. С. Чистов
Россия
Роман Сергеевич Чистов - кандидат философских наук, доцент,
Красноярск
Список литературы
1. ВВП на душу населения, ППС (в текущих международных долларах). Russian Federation 2019. Группа Всемирного банка. – URL: https://databank.worldbank.org (дата обращения: 10.02.2025).
2. Виноградов С. Система Шаталова. Годовой курс за 10 часов // Наука и жизнь. – 2008. – № 2. – URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/12969 (дата обращения: 17.02.2025).
3. История профессиональной педагогики (основные этапы развития) // Национальная энциклопедическая служба. – URL: https://didacts.ru/termin/istorija-professionalnoi-pedagogiki-osnovnye-etapyrazvitija.html (дата обращения: 10.02.2025).
4. 140 лет на благо просвещения // Рославльская правда. – URL: https://ropravda.ru/2014/03/1111 (дата обращения:10.02.2025).
5. Модель VUCA: как процветать в хаосе // Skillbox Media. – URL: https://skillbox.ru/media/management/model-vuca-kak-protsvetat-v-khaose (дата обращения: 10.02.2025).
6. Назарова, Е. А. Дополнительное образование детей как важный социальный ресурс увеличения человеческого капитала в современной России // Человеческий капитал. – 2014. – № 9(69). – С. 10–15.
7. Поляков, С. С. Роль дополнительного образования в современной образовательной модели России // Наука и образование сегодня. – 2017. – № 12(23). – С. 94–97.
8. Рифкин, Дж. Третья промышленная революция: как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2014. – 410 с.
9. С будущей профессией определились меньше трети выпускников // Известия. – URL: https://iz.ru/755019/roman-kretcul-evgenii-timofeev/s-budushchei-professiei-opredelilis-menshe-tretivypusknikov (дата обращения: 19.02.2025).
10. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование : монография / В. Т. Смирнов, И. В. Сошников, В. И. Романчин, И. В. Скоблякова. – Москва : Машиностроение-1; Орел : ОрелГТУ, 2005. – 513 с.
11. Шваб, К. Технологии Четвертой промышленной революции. – Москва : Эксмо, 2023. – 320 с.
12. Щедровицкий, П. Г. Разработка содержания открытого дополнительного образования // Сайт Петра Щедровицкого. – URL: https://shchedrovitskiy.com (дата обращения:10.02.2025).
13. McKinsey Global Institute Jobs lost, jobs gained: workforce transitions in a time of automation. – McKinsey Global Institute. December 2017. – P. 150.
Рецензия
Для цитирования:
Чистова Н.Г., Наринян А.А., Чистов Р.С. К вопросу о роли дополнительного образования и профориентации в формировании человеческого капитала. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(1(71)):10-20. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-10-20
For citation:
Chistova N.G., Narinyan A.A., Chistov R.S. On the role of additional education and career guidance in the formation of human capital. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2025;(1(71)):10-20. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-10-20