К вопросу о роли дополнительного образования и профориентации в формировании человеческого капитала
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-10-20
Аннотация
Исходя из того, что человеческий капитал представляет собой способность человека превращать информацию в знания, а знания – в практическую деятельность, в работе постулируется особое значение образовательной компоненты в целом в её структуре. Рассматривается вопрос о содержании и векторе развития дополнительного образования и профессиональной ориентации в современной России в контексте формирования человеческого капитала. Дополнительное образование должно обеспечивать доступ к освоению ребенком основных семиотических систем на протяжении всех стадий его жизненного цикла, а обширный спектр реализованных способностей и интересов подрастающего поколения должны в свою очередь формировать основу для восприятия ими социальных ценностей и включения в продуктивную профессиональную жизнь.
Об авторах
Н. Г. ЧистоваРоссия
Наталья Геральдовна Чистова - доктор технических наук, профессор,
Красноярск
А. А. Наринян
Россия
Арам Анатольевич Наринян - кандидат философских наук, доцент,
Калининград
Р. С. Чистов
Россия
Роман Сергеевич Чистов - кандидат философских наук, доцент,
Красноярск
Список литературы
1. ВВП на душу населения, ППС (в текущих международных долларах). Russian Federation 2019. Группа Всемирного банка. – URL: https://databank.worldbank.org (дата обращения: 10.02.2025).
2. Виноградов С. Система Шаталова. Годовой курс за 10 часов // Наука и жизнь. – 2008. – № 2. – URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/12969 (дата обращения: 17.02.2025).
3. История профессиональной педагогики (основные этапы развития) // Национальная энциклопедическая служба. – URL: https://didacts.ru/termin/istorija-professionalnoi-pedagogiki-osnovnye-etapyrazvitija.html (дата обращения: 10.02.2025).
4. 140 лет на благо просвещения // Рославльская правда. – URL: https://ropravda.ru/2014/03/1111 (дата обращения:10.02.2025).
5. Модель VUCA: как процветать в хаосе // Skillbox Media. – URL: https://skillbox.ru/media/management/model-vuca-kak-protsvetat-v-khaose (дата обращения: 10.02.2025).
6. Назарова, Е. А. Дополнительное образование детей как важный социальный ресурс увеличения человеческого капитала в современной России // Человеческий капитал. – 2014. – № 9(69). – С. 10–15.
7. Поляков, С. С. Роль дополнительного образования в современной образовательной модели России // Наука и образование сегодня. – 2017. – № 12(23). – С. 94–97.
8. Рифкин, Дж. Третья промышленная революция: как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2014. – 410 с.
9. С будущей профессией определились меньше трети выпускников // Известия. – URL: https://iz.ru/755019/roman-kretcul-evgenii-timofeev/s-budushchei-professiei-opredelilis-menshe-tretivypusknikov (дата обращения: 19.02.2025).
10. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование : монография / В. Т. Смирнов, И. В. Сошников, В. И. Романчин, И. В. Скоблякова. – Москва : Машиностроение-1; Орел : ОрелГТУ, 2005. – 513 с.
11. Шваб, К. Технологии Четвертой промышленной революции. – Москва : Эксмо, 2023. – 320 с.
12. Щедровицкий, П. Г. Разработка содержания открытого дополнительного образования // Сайт Петра Щедровицкого. – URL: https://shchedrovitskiy.com (дата обращения:10.02.2025).
13. McKinsey Global Institute Jobs lost, jobs gained: workforce transitions in a time of automation. – McKinsey Global Institute. December 2017. – P. 150.
Рецензия
Для цитирования:
Чистова Н.Г., Наринян А.А., Чистов Р.С. К вопросу о роли дополнительного образования и профориентации в формировании человеческого капитала. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(1(71)):10-20. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-10-20
For citation:
Chistova N.G., Narinyan A.A., Chistov R.S. On the role of additional education and career guidance in the formation of human capital. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2025;(1(71)):10-20. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-10-20