Профессиографический мониторинг как инструмент оценки сформированности мотивационного компонента профессиональной компетентности курсантов
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-157-161
Аннотация
Трансформация системы высшего образования, в том числе цифровизация, требуют нового взгляда на уже известные понятия и их переосмысление. Возникшие в XIX веке, развивающиеся в ХХ и ХХI веках такие понятия, как «мотивация», «мотив», «учебная мотивация» и «профессиональная мотивация» в каждую эпоху требуют новых подходов к их изучению, особенно в условиях широко распространившегося дистанционного и смешанного обучения. Целью нашей работы стал профессиографический мониторинг мотивационного компонента профессиональной компетентности курсантов морского вуза в смешанном формате обучения.
Об авторе
К. А. НовоселовРоссия
Кирилл Андреевич Новоселов - старший преподаватель
Калининград
Список литературы
1. Васильева, Ю. С., Родионова, Е. В., Чичерина, Н. В. Смешанное обучение: модели и реальные практики // Открытое и дистанционное образование. – 2019. – № 1(73). – С. 22–31.
2. Вилюнас, В. К. Теория деятельности и проблема мотивации // А. Н. Леонтьев и современная психология. – Москва : Издательство МГУ, 1983. – С. 191–200.
3. Захарова, У. С., Вилкова, К. А. Субъективность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9. – № 3. – С. 87–96.
4. Захарова, У. С., Вилкова, К. А., Егоров, Г. В. Этому невозможно обучить онлайн: прикладные специальности в условиях пандемии // Вопросы образования. – 2021. – № 1. – С. 115–137.
5. Ильина, Т. И. Методика изучения мотивации обучения в вузе / Т. И. Ильина. – URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/05.html (дата обращения: 15.01.2023).
6. Крылова, Е. А. К вопросу о смешанном обучении // Герценовские чтения. Иностранные языки : cборник научных статей. – Санкт-Петербург : Издательство РГПУ имени А. И. Герцена, 2019. – С. 405–408.
7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – Москва : Политиздат, 1977. – 303 с.
8. Новоселов, К. А., Силина, С. Н. Профессиографический мониторинг: теория и практика применения в морском инженерном вузе / гл. ред. Ж. В. Мурзина // Психолого-педагогические вопросы современного образования : монография. – Чебоксары : Среда, 2024. – С. 16–29.
9. Силина, С. Н. Профессиографический мониторинг формирования специалиста в образовательном процессе педагогического вуза: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. – Екатеринбург, 2002. – 500 с.
10. Силина, С. Н., Новоселов, К. А. Аспекты профессиографического мониторинга при реализации смешанного обучения в морском вузе // Приоритетные направления развития высшего образования в Российской Федерации : коллективная монография. – Ульяновск : ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2023. – С. 234–243.
11. Силина, С. Н., Новоселов, К. А. Применение технологии профессиографического мониторинга в морском вузе // Балтийский морской форум : материалы XI Международного Балтийского морского форума. – В 8-ми томах, Калининград, 25–30 сентября 2023 года. – Калининград : Издательство БГАРФ, 2023. – С. 118–122.
12. Силина, С. Н., Новоселов К. А. К вопросу теории профессиографического мониторинга формирования мотивационного компонента профессиональной компетентности курсантов морского вуза в условиях смешанного обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота : психолого-педагогические науки. – 2023. – № 3(65). – С. 12–16.
13. Силина, С. Н., Новоселов, К. А. Результаты эмпирического исследования профессиографического мониторинга формирования мотивационного компонента профессиональной компетентности курсантов морского вуза в условиях смешанного обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота : психолого-педагогические науки. – 2023. – № 4(66). – С. 72–78.
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 / (дата обращения: 13.01.2023).
15. Al-Balas, M. Correction to: Distance learning in clinical medical education amid COVID-19 pandemic in Jordan: current situation, challenges, and perspectives / M. Al-Balas, H. I. Al-Balas, H. M. Jaber [et al.] // BMC Medical Education. – 2020. – № 20. – Р. 513.
16. Elmer, T., Mepham, K., Stadtfeld, C. Students under Lockdown: Comparisons of Students` Social Networks and Mental Health before and during the COVID-19 // Crisis in Switzerland. Plos One. – 2020. – Vol. 15. – № 7. – Art. № 0236337.
17. Jandrić, P. Teaching in the Age of Covid-19 / P. Jandrić, D. Hayes, I. Truelove [et al.] // Postdigit Sci Educ. – 2020. – № 2. – Р. 1069–1230.
18. Kim, J. Learning and Teaching Online During Covid-19: Experiences of Student Teachers in an Early Childhood Education Practicum // International Journal of Early Childhood. – 2020. – Vol.:(0123456789). – № 52. – Рр. 145–158.
19. Stanistreet, P., Elfert, M., Atchoarena, D. Education in the age of COVID-19 // Understanding the consequences. Int Rev Educ. – 2020. – № 66. – Рр. 627–633.
Рецензия
Для цитирования:
Новоселов К.А. Профессиографический мониторинг как инструмент оценки сформированности мотивационного компонента профессиональной компетентности курсантов. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(1(71)):157-161. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-157-161
For citation:
Novoselov K.A. Professiongraphic monitoring as a tool for assessing the formation of the motivational component of cadets' professional competence. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2025;(1(71)):157-161. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-157-161