Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

К проблеме актуализации методологических вопросов при изучении химии в вузе: метатеоретический аспект

https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-236-244

Аннотация

Актуализируется проблема методологических вопросов при изучении химии в вузе; рассматриваются методические и дидактические аспекты преподавания. Цели: генезис химического знания в единстве исторического и логического методов в аспекте развития его концептуальных систем, поскольку формирование научной методологии этого знания невозможно без его исторической реконструкции; разработка дидактических методов, обуславливающих усиление методологического компонента при формировании необходимых компетенций в процессе обучения химии. Вся проблематика рассматривается в метатеоретическом аспекте, связанным с формированием химической картины мира. Подчеркивается, что без решения этих вопросов невозможно дальнейшее развитие не только химии, но и науки в целом.

Об авторах

В. С. Гнатюк
Мурманский арктический университет
Россия

Виктор Степанович Гнатюк - доктор философских наук, доцент 

Мурманск



Н. Н. Морозов
Академия гражданской защиты МЧС России
Россия

Николай Николаевич Морозов - доктор технических наук, профессор 

Москва



О. М. Сорокин
Мурманский арктический университет
Россия

Олег Михайлович Сорокин - кандидат педагогических наук, доцент 

Мурманск



Список литературы

1. Азимов, А. Краткая история химии: развитие идей и представлений в химии / А. Азимов; пер. с англ. З. Е. Гельмана. – Москва : Мир, 1983. – 189 с.

2. Баженов, Л. Б. Строение и функции естественно-научной теории // Л. Б. Баженов. – Москва : Наука, 1978. – 231 с.

3. Вихалемм, Р. А. Возможна ли химическая картина мира? // Научные доклады высшей школы. Философские науки. – № 1. – 1982. – С. 148–151.

4. Вязовкин, В. С. Материалистическая философия и химия: химическая картина природы и ее эволюция / В. С. Вязовкин. – Москва : Мысль, 1980. – 180 с.

5. Гнатюк, В. С. О методологическом аспекте преподавания курса общей физики в вузе / В. С. Гнатюк, Н. Н. Морозов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. – 2024. – № 3(69). – С. 218–223.

6. Жданов, Ю. А. Узловое понятие современной теоретической химии // Философия, естествознание, современность / под общ. ред. И. Т. Фролова, Л. И. Грекова. – Москва : Мысль, 1981. – С. 76–90.

7. История и философия химии : учебное-методическое пособие для самостоятельной работы аспирантов / сост. Н. М. Черемных, С. А. Клишина. – Москва : РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2014. – 128 с.

8. Копп, Г. Ф. М. Былое и современное химии : Общедоступная лекция Германна Коппа; пер. с нем. – Москва : Н. И. Мамонтов и А. А. Соколов, 1870. – 30 с.

9. Методические рекомендации по организации обучения по общеобразовательной дисциплине «Химия» // Ю. Ю. Петрова и др. – Москва : ИРПО, 2022. – 45 с.

10. Кузнецов, В. И. Общая химия. Тенденции развития / В. И. Кузнецов. – Москва : Высшая школа, 1989. – 288 с.: ил. – ISBN 5-06-000666-2.

11. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун; пер. с англ.: И. З. Налетов и др. – Москва : АСТ, 2003. – 605 с. – SBN 5-17-010707-2: 5000.

12. Пак, М. С. Дидактика химии: Учебник для студентов вузов / С. Пак. – Изд.е 2-е. – перераб. и допол. – Санкт-Петербург : ТРИО, 2012. – 457 с. – ISBN 978-5-99036-151-5.

13. Потеев, М. И. Концепции современного естествознания // М. И. Потеев – Санкт-Петербург : Питер, 1999. – 352 с.

14. Степин, В. С. Становление научной теории : Содержательные аспекты строения и генезиса теоретических знаний физики / В. С. Степин. – Минск : Издательство БГУ, 1976. – 319 с.

15. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. – Москва : Гардарики, 2006. – 384 с. – ISBN 5-8297-0148-0.

16. Философия, логика и методология научного познания : учебник для магистрантов нефилософских специальностей / В. Д. Бакулов и др.; науч. ред. : Бакулов В. Д., Кириллов А. А. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального ун-та, 2011. – 493 с. – ISBN 978-5-9275-0840-2.

17. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / руководитель авт. кол., науч. и лит. ред. С. Я. Батышев; науч.-ред. совет: Батышев С. Я. (пред.) [и др.]. – Москва : Рос. акад. образования: Проф. образование, 1999. – ISBN 5-85449-100-1.


Рецензия

Для цитирования:


Гнатюк В.С., Морозов Н.Н., Сорокин О.М. К проблеме актуализации методологических вопросов при изучении химии в вузе: метатеоретический аспект. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(1(71)):236-244. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-236-244

For citation:


Gnatyuk V.S., Morozov N.N., Sorokin O.M. On the problem of actualization of methodological issues in the study of chemistry at the university: metatheoretical as. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2025;(1(71)):236-244. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-236-244

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)