Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Личностные детерминанты просоциального поведения и особенности его формирования у старшеклассников

https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-293-297

Аннотация

Представлены личностные детерминанты просоциального поведения как характеристики социально полезной активности личности, а также особенности его формирования у старшеклассников; анализ имеющихся взглядов ученых и специалистов на различные аспекты просоциального поведения личности, специфику просоциальной активности у старшеклассников; обоснована необходимость введения в образовательный процесс школы работы по развитию просоциального поведения у старшеклассников. Подчеркивается, что просоциальность поведения старшеклассников формируется в процессе целенаправленного воздействия в ходе образования и воспитания личности, характеризуя систему формирования мировоззрения, нравственных принципов и ценностей личности, а также важность развития просоциальной активности старшеклассников путем информирования о возможностях проявления просоциального поведения, освещения в средствах массовой информации, формирования духовно-нравственных ценностных ориентиров и установок на социально значимую деятельность.

Об авторе

А. В. Фаевский
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Россия

Антон Владимирович Фаевский - аспирант 

Калининград



Список литературы

1. Гриценко, В. В. Связь ценностей культуры с нормами и типами просоциального поведения русских и белорусов / В. В. Гриценко, Ю. В. Ковалева // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 4. – С. 56–67.

2. Ефремова, М. В. Взаимосвязь индивидуальных ценностей и просоциального поведения в онлайн- и офлайн-контекстах / М. В. Ефремова, М. А. Бульцева // Социальная психология и общество. – 2020. – Т. 11. – № 1. – С. 107–126.

3. Кисляков, П. А. Моральные основания и социальные нормы безопасного просоциального поведения молодежи / П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева, М. О. Александрович // Образование и наука. – 2020. – № 10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moralnye-osnovaniya-i-sotsialnye-normy-bezopasnogoprosotsialnogo-povedeniya-molodezhi (дата обращения: 10.10.2025).

4. Лифинцев, Д. В. Поддерживающая коммуникация в помогающих профессиях / Д. В. Лифинцев, А. Б. Серых, А. А. Лифинцева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота : психолого-педагогические науки. – 2017. – № 4(42). – С. 15–19.

5. Любцова, А. В. Личностные детерминанты просоциального и асоциального поведения молодежи / А. В. Любцова, А. Б. Серых // Научное мнение. – 2019. – № 9. – С. 71–75.

6. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – Москва : Питер, 2007. – 673 с.

7. Молчанова, Н. В. Просоциальное поведение как условие эффективного межкультурного взаимодействия / Н. В. Молчанова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – № 1. – С. 3–6.

8. Осипова, Е. В. Профилактика распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (на примере образовательных учреждений) / Е. В. Осипова, А. В. Прозоров // Ситуационная обусловленность терроризма и экстремизма как одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации : материалы Международной научно-практической конференции. – Калининград, 2021. – С. 67–71.

9. Селигман-Мартин, Э. П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / перев. с англ. – Москва : София, 2006. – 368 с.

10. Смык, Ю. В. Социальные установки юношей и девушек в отношении просоциального поведения / Ю. В.Смык, А. А. Кудрявцева // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-ustanovki-yunoshey-i-devushek-v-otnoshenii-prosotsialnogo-povedeniya (дата обращения: 10.01.2025).

11. Соболев, С. И. Роль эмпатийной установки в просоциальном поведении в теории Д. Батсона / С. И. Соболев // Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии : сборник статей. – Москва : Эксмо, 2013. – № 33. – С. 175–179.

12. Сочивко, Д. В. Методология и метод исследования просоциального поведения / Д. В. Сочивко, С. К. Бондырева // Прикладная юридическая психология. – 2019. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-i-metod-issledovaniya-prosotsialnogo-povedeniya (дата обращения: 10.01.2025).

13. Хвостов, А. А. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты / А. А. Хвостов. – Москва : Прометей, 2005. – 471 с.

14. Хлебова, Ю. М. Просоциальная активность личности / Ю. М. Хлебова // Молодой ученый. – 2020. – № 15(305). – С. 275–276.

15. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию : учебное пособие для вузов / В. А. Янчук. – Минск : АСАР, 2005. – 76 с.

16. Clark, D. Pro-Social and Anti-Social Behaviour / D. Clark. – N.Y. : Routledge, 2003. – 172 p.

17. Osipova, E. V. Preventing the involvement of high school and student youth in extremist activities Science prospects. – 2023. – № 12(171). – Рр. 318–321.

18. Penner, L. A., Dovidio J. F., Piliavin, J.A., Schroeder, D. A. Prosocial behavior: Multilevel perspectives Annu // Rev. Psychol. – 2005. – Vol. 56. – Pp. 365–392.

19. Penner, L. A, Finkelstein, M. A. Dispositional and structural determinants of volunteerism // Journal of personality and social psychology. – 1998. – 74(2). – Pp. 525.


Рецензия

Для цитирования:


Фаевский А.В. Личностные детерминанты просоциального поведения и особенности его формирования у старшеклассников. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(1(71)):293-297. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-293-297

For citation:


Faevskiy A.V. Personal determinants of prosocial behavior and features of its formation in high school students. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2025;(1(71)):293-297. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-293-297

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)