Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Личностные детерминанты просоциального поведения и особенности его формирования у старшеклассников

https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-293-297

Аннотация

Представлены личностные детерминанты просоциального поведения как характеристики социально полезной активности личности, а также особенности его формирования у старшеклассников; анализ имеющихся взглядов ученых и специалистов на различные аспекты просоциального поведения личности, специфику просоциальной активности у старшеклассников; обоснована необходимость введения в образовательный процесс школы работы по развитию просоциального поведения у старшеклассников. Подчеркивается, что просоциальность поведения старшеклассников формируется в процессе целенаправленного воздействия в ходе образования и воспитания личности, характеризуя систему формирования мировоззрения, нравственных принципов и ценностей личности, а также важность развития просоциальной активности старшеклассников путем информирования о возможностях проявления просоциального поведения, освещения в средствах массовой информации, формирования духовно-нравственных ценностных ориентиров и установок на социально значимую деятельность.

Об авторе

А. В. Фаевский
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Россия

Антон Владимирович Фаевский - аспирант 

Калининград



Список литературы

1. Гриценко, В. В. Связь ценностей культуры с нормами и типами просоциального поведения русских и белорусов / В. В. Гриценко, Ю. В. Ковалева // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 4. – С. 56–67.

2. Ефремова, М. В. Взаимосвязь индивидуальных ценностей и просоциального поведения в онлайн- и офлайн-контекстах / М. В. Ефремова, М. А. Бульцева // Социальная психология и общество. – 2020. – Т. 11. – № 1. – С. 107–126.

3. Кисляков, П. А. Моральные основания и социальные нормы безопасного просоциального поведения молодежи / П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева, М. О. Александрович // Образование и наука. – 2020. – № 10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moralnye-osnovaniya-i-sotsialnye-normy-bezopasnogoprosotsialnogo-povedeniya-molodezhi (дата обращения: 10.10.2025).

4. Лифинцев, Д. В. Поддерживающая коммуникация в помогающих профессиях / Д. В. Лифинцев, А. Б. Серых, А. А. Лифинцева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота : психолого-педагогические науки. – 2017. – № 4(42). – С. 15–19.

5. Любцова, А. В. Личностные детерминанты просоциального и асоциального поведения молодежи / А. В. Любцова, А. Б. Серых // Научное мнение. – 2019. – № 9. – С. 71–75.

6. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – Москва : Питер, 2007. – 673 с.

7. Молчанова, Н. В. Просоциальное поведение как условие эффективного межкультурного взаимодействия / Н. В. Молчанова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – № 1. – С. 3–6.

8. Осипова, Е. В. Профилактика распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (на примере образовательных учреждений) / Е. В. Осипова, А. В. Прозоров // Ситуационная обусловленность терроризма и экстремизма как одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации : материалы Международной научно-практической конференции. – Калининград, 2021. – С. 67–71.

9. Селигман-Мартин, Э. П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / перев. с англ. – Москва : София, 2006. – 368 с.

10. Смык, Ю. В. Социальные установки юношей и девушек в отношении просоциального поведения / Ю. В.Смык, А. А. Кудрявцева // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-ustanovki-yunoshey-i-devushek-v-otnoshenii-prosotsialnogo-povedeniya (дата обращения: 10.01.2025).

11. Соболев, С. И. Роль эмпатийной установки в просоциальном поведении в теории Д. Батсона / С. И. Соболев // Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии : сборник статей. – Москва : Эксмо, 2013. – № 33. – С. 175–179.

12. Сочивко, Д. В. Методология и метод исследования просоциального поведения / Д. В. Сочивко, С. К. Бондырева // Прикладная юридическая психология. – 2019. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-i-metod-issledovaniya-prosotsialnogo-povedeniya (дата обращения: 10.01.2025).

13. Хвостов, А. А. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты / А. А. Хвостов. – Москва : Прометей, 2005. – 471 с.

14. Хлебова, Ю. М. Просоциальная активность личности / Ю. М. Хлебова // Молодой ученый. – 2020. – № 15(305). – С. 275–276.

15. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию : учебное пособие для вузов / В. А. Янчук. – Минск : АСАР, 2005. – 76 с.

16. Clark, D. Pro-Social and Anti-Social Behaviour / D. Clark. – N.Y. : Routledge, 2003. – 172 p.

17. Osipova, E. V. Preventing the involvement of high school and student youth in extremist activities Science prospects. – 2023. – № 12(171). – Рр. 318–321.

18. Penner, L. A., Dovidio J. F., Piliavin, J.A., Schroeder, D. A. Prosocial behavior: Multilevel perspectives Annu // Rev. Psychol. – 2005. – Vol. 56. – Pp. 365–392.

19. Penner, L. A, Finkelstein, M. A. Dispositional and structural determinants of volunteerism // Journal of personality and social psychology. – 1998. – 74(2). – Pp. 525.


Рецензия

Для цитирования:


Фаевский А.В. Личностные детерминанты просоциального поведения и особенности его формирования у старшеклассников. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(1(71)):293-297. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-293-297

For citation:


Faevskiy A.V. Personal determinants of prosocial behavior and features of its formation in high school students. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2025;(1(71)):293-297. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-1-71-293-297

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)