Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Интеграция гибких методологий Scrum и Agile в систему управления образованием: теоретико-эмпирический анализ инновационных подходов

https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-3-73-7-15

Аннотация

Рассматривается внедрение гибких методологий Agile и фреймворка Scrum в систему образования – в школах и университетах – на основе теоретического анализа отечественного и зарубежного опыта. Особое внимание уделяется связи этих подходов с процессами цифровой трансформации и развитием EdTech. Проанализированы принципы Agile/Scrum и их адаптация к образовательной среде, приведены примеры применения в общем и высшем образовании (включая кейсы EdTech-платформ и дистанционного обучения), выделены ключевые преимущества и возникающие сложности при внедрении. Опираясь на научные исследования и практики, показано, что Agile-подходы способны повышать гибкость и эффективность образовательного процесса, усиливать мотивацию и вовлечённость учащихся, а также развивать у них навыки сотрудничества и самоорганизации, востребованные в условиях цифровой экономики. Вместе с тем подчёркивается необходимость методической поддержки и поэтапной реализации изменений, учитывающих специфику учебного процесса. Делается вывод о том, что интеграция Agile-методов в образование является перспективным направлением модернизации системы обучения в XXI веке, требующим дальнейших исследований и применения на практике.

Об авторах

О. А. Нечаева
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия

Ольга Алексеевна Нечаева – кандидат педагогических наук, доцент

Калуга



В. Ю. Вошта
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия

Валерия Юрьевна Вошта – магистрант

Калуга



Список литературы

1. Войнова, А. В., Быкова, Л. М. Возможности применения в Agile-методов в обучении иностранным языкам // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 73-1. – С. 93–96.

2. Лебедев, А. Н., Бурукина, О. А. Особенности подготовки педагогов высшей школы: технологии гибкого менеджмента // Международная конференция «Современное образование: векторы развития. Роль социально-гуманитарного знания в подготовке педагога». – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. – С. 327–335.

3. Лукашенко, М. А., Телегина, Т. В. Научить студента думать: Scrum как метод продуктивного обучения в учебном заведении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – № 2(27). – С. 138–142.

4. Манокин, М. А., Ожегова, А. Р., Шенкман, Е. А. Методология agile в образовательной среде // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – № 22(4). – С. 83–96.

5. Масловский, В. П., Озерова, А. А. Теоретические предпосылки и принципы гибких методов управления проектами // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. – 2020. – № 1(15). – С. 68–83.

6. Морозова, И. М., Мусатова, Е. С. Применение принципов технологии Agile в обучении студентов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2020. – № 29. – С. 128–132.

7. Техники фасилитации для осознанного обучения // СберУниверситет. EduTech. – URL: https://sberuniversity.ru/upload/iblock/ed8/EduTech_44_web.pdf (дата обращения: 05.05.2025).

8. Тимофеева, С. Д., Тимофеев, П. У. Применение принципов AGILE в урочной и внеурочной деятельности – путь к успешности ученика! // Современные научные исследования и инновации. – 2018. – № 9(89). – URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/09/87627 (дата обращения: 20.06.2025).

9. Шматко, А. Д., Дмитриев, П. П. Использование методологий Agile и Scrum в преподавании технических дисциплин высшей школы // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. – 2023. – № 12. – С. 139–143.

10. Fitsilis, P., Damasiotis, V., Boti, E. Agile Learning: An innovative curriculum for educators // Qeios. – URL: https://www.qeios.com/read/RQX9T9.4 (дата обращения: 15.06.2025).

11. Gamble, Rose F., Hale, Matthew L. Assessing individual performance in Agile undergraduate software engineering teams // IEEE Frontiers in Education Conference (FIE). – URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/6685123 (дата обращения: 05.05.2025).

12. Neumann, M., Baumann, L. Agile Methods in Higher Education: Adapting and Using eduScrum with Real World Projects // IEEE Frontiers in Education Conference (FIE). – 2021. – URL: https://doi.org/10.48550/arXiv.2106.12166 (дата обращения: 02.06.2025).

13. The eduScrum Guide // eduScrum. – URL: https://eduscrum.ru/wp-content/uploads/2020/01/The_eduScrumguide-English_2.0_update_21-12-2019.pdf (дата обращения: 14.06.2025).

14. Vogelzang, J., Admiraal, W. F., van Driel, J. H. Scrum Methodology as an Effective Scaffold to Promote Students’ Learning and Motivation in Context-based Secondary Chemistry Education // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2019. – № 15(12).

15. Voštinár, P. Teaching programming using eduScrum methodology // PeerJ Comput Sci. – 2024. – № 10.


Рецензия

Для цитирования:


Нечаева О.А., Вошта В.Ю. Интеграция гибких методологий Scrum и Agile в систему управления образованием: теоретико-эмпирический анализ инновационных подходов. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(3(73)):7-15. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-3-73-7-15

For citation:


Nechaeva O.A., Voshta V.Y. Integration of Agile and Scrum Methodologies into Educational Management Systems: A Theoretical and Empirical Analysis of Innovative Approaches. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2025;(3(73)):7-15. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-3-73-7-15

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)