Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск
№ 3(73) (2025)
Скачать выпуск PDF

УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ

7-15 12
Аннотация

Рассматривается внедрение гибких методологий Agile и фреймворка Scrum в систему образования – в школах и университетах – на основе теоретического анализа отечественного и зарубежного опыта. Особое внимание уделяется связи этих подходов с процессами цифровой трансформации и развитием EdTech. Проанализированы принципы Agile/Scrum и их адаптация к образовательной среде, приведены примеры применения в общем и высшем образовании (включая кейсы EdTech-платформ и дистанционного обучения), выделены ключевые преимущества и возникающие сложности при внедрении. Опираясь на научные исследования и практики, показано, что Agile-подходы способны повышать гибкость и эффективность образовательного процесса, усиливать мотивацию и вовлечённость учащихся, а также развивать у них навыки сотрудничества и самоорганизации, востребованные в условиях цифровой экономики. Вместе с тем подчёркивается необходимость методической поддержки и поэтапной реализации изменений, учитывающих специфику учебного процесса. Делается вывод о том, что интеграция Agile-методов в образование является перспективным направлением модернизации системы обучения в XXI веке, требующим дальнейших исследований и применения на практике.

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

16-21 6
Аннотация

Рассматривается проблема формирования экономической культуры инженера как интегративного профессионально-личностного качества, свидетельствующего о способности молодого специалиста к адаптации и интеграции в рыночную среду. Сделана попытка выявить характер и степень воздействия экономической культуры на развитие готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности. Приведены концептуальные аспекты педагогической технологии поэтапного становления экономической культуры молодого специалиста в процессе обучения в техническом вузе, обеспечивающие развитие потребности в овладении экономическими знаниями в целях их дальнейшего использования в определенных ролевых позициях профессиональной деятельности.

22-26 9
Аннотация

Приведено обоснование общих законов и правил, определяющих процедуру формирования системы эквивалентов подготовки на тренажёрах практической подготовке на судах (кодекса принципов). Полученный результат является основой для непосредственной разработки указанной системы эквивалентов, включающей в себя методику зачёта подготовки на тренажёре в счёт стажа плавания и создающей условия для реализации концепции эквивалентов при подготовке будущих судоводителей и других морских специалистов.

27-32 10
Аннотация

Представлен анализ проблемы формирования профессиональной идентичности студентов педагогических направлений подготовки. Обоснована актуальность формирования профессиональной идентичности студентов в процессе их обучения в вузе, раскрыт потенциал профессионализации будущих педагогов в контексте управления процессом построения карьеры и успешной самореализации в профессиональной деятельности в условиях современного рынка труда, представлен опыт формирования профессиональной идентичности обучающихся образовательно-научного кластера «Институт образования и гуманитарных наук» Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Сформулированы условия формирования профессиональной идентичности будущих педагогов, которые могут быть использованы в целях обеспечения качества образования и решения вопросов устойчивого профессионального развития педагогов.

33-40 7
Аннотация

Исследуются современные тенденции развития государственной гражданской службы в Российской Федерации; рассмотрены проблемы, препятствующие развитию высокопрофессионального кадрового состава органов государственной власти и местного самоуправления; определены пути преодоления выявленных проблем. Основным условием формирования квалифицированного кадрового потенциала государственных и муниципальных служащих считается внедрение справедливой критериальной оценки результатов профессиональной служебной деятельности и оплаты труда, в зависимости от результатов, а также расширения линейки методов отбора кадрового состава на вакантные должности.

41-49 9
Аннотация

Рассматриваются основные педагогические идеи Христиана Гольдбаха, выдающегося математика XVIII века. Его идеи, направленные на развитие самостоятельного мышления и аналитического подхода, остаются недостаточно изученными в современном образовании. Гольдбах считал, что обучение должно быть направлено на познание, а не механическое запоминание и активно вовлекал учеников в учебный процесс через обсуждение, решение задач и исследования. Он подчеркивал индивидуальный подход и важность междисциплинарного обучения, а также роль наставника и личного примера. Гольдбах верил, что образование должно воспитывать нравственные качества и способствовать самосовершенствованию через рефлексию. Его идеи продолжают влиять на современные образовательные системы.

50-56 5
Аннотация

Проблема ценностей и смыслов на современном этапе развития общества давно приобрела актуальность и обратила на себя научные взгляды. Ценности имеют прочную взаимосвязь со смыслами и, взаимодействуя, становятся характеристикой индивидуального сознания человека. Обращено внимание на философский, социологический, культурный, психологический подходы к пониманию ценностей и смыслов.

57-62 4
Аннотация

Переговоры играют важную роль в решении вопросов как в деловой сфере, так и в личных отношениях. Рассматривается роль переговоров как важного инструмента в решении деловых и конфликтных вопросов, а также их функции, особенности и компоненты. Особое внимание уделяется межкультурным аспектам, влиянию культурных и этнопсихологических особенностей на процесс ведения переговоров, а также рискам недопонимания и конфликтам, вызванным культурными различиями. Анализируются особенности переговоров в рамках различных культурных традиций, таких как западная и конфуцианская, и предлагаются стратегии повышения эффективности межкультурного взаимодействия, укрепления доверия и достижения взаимовыгодных решений.

63-67 8
Аннотация

Рассматриваются мотивационные механизмы выбора аграрных специальностей среди школьников на примере работы агроклассов, организованных совместно с ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева». Анализируются ключевые факторы, влияющие на профессиональное самоопределение учащихся, включая социально-экономические условия, образовательные программы и личностные установки. На основе эмпирических данных (анкетирование, интервью, анализ успеваемости) выявлены наиболее эффективные методы профориентации, способствующие осознанному выбору аграрного образования. Особое внимание уделено роли практико-ориентированного обучения, взаимодействию с работодателями и популяризации современных технологий в агропромышленном комплексе (АПК). В результате исследования предложены рекомендации по совершенствованию профориентационной работы со школами в аграрных вузах, направленные на повышение престижа сельскохозяйственных специальностей и привлечение мотивированных абитуриентов, которые могут быть использованы при разработке образовательных стратегий, грантовых программ и государственных инициатив в сфере подготовки кадров для агропромышленного комплекса.

ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

68-72 10
Аннотация

Акцентируется внимание на применении исторических источников в преподавании истории России, рассматривается практика использования письменных источников истории Великой Отечественной войны преподавателями кафедры истории Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота ФГБОУ ВО «КГТУ».

73-76 10
Аннотация

Изучается механизм, побуждающий китайских студентов к изучению иностранного языка, путём обзора литературы о факторах, влияющих на мотивацию китайских студентов к изучению иностранного языка. Метод исследования заключался в поиске релевантной литературы по ключевым словам: «китайские студенты» и «мотивация к изучению иностранного языка», а затем в категоризации и анализе полученной литературы на основе однофакторной, двухфакторной и многофакторной теорий. Интегрируя результаты исследований, проведённых в рамках различных теоретических моделей, можно обнаружить, что механизм, побуждающий китайских студентов к изучению иностранного языка, сложен и обусловлен совместным влиянием множества факторов. В будущих исследованиях необходимо интегрировать многофакторную модель для глубокого изучения закономерностей изменения мотивации и предоставления более эффективных рекомендаций для учебной практики.

77-82 4
Аннотация

Рассматривается развитие партисипаторных механизмов на территории Калининградской области как инструмента участия населения в решении вопросов местного значения и основы для внедрения инициативного бюджетирования. Дается характеристика региону с выявлением факторов, оказывающих влияние на эффективность использования указанных механизмов. Проанализированы внедрение, применение и результативность инициативного бюджетирования в Калининградской области. Предложен комплекс разнонаправленных мероприятий по совершенствованию реализации этого процесса.

83-85 3
Аннотация

Рассматривается вопрос о наличии взаимосвязи между вежливостью с голосовыми помощниками и культурой взаимодействия в цифровой среде и среде реального взаимодействия. Приводятся результаты анализа опроса будущих педагогов, обучающихся в Мининском университете, про их опыт взаимодействия с голосовыми помощниками и комментарии специалистов Международной Ассоциации консультантов по этикету и коммуникациям.

86-90 6
Аннотация

Проведен анализ материалов опроса студентов КГТУ и курсантов БГАРФ об их отношении к наставничеству, сделаны соответствующие выводы. Исследование позволяет дать оценку пониманию понятия наставничества и отношению к нему среди обучающихся вуза. Результаты исследования могут помочь преподавателям, кураторам и наставникам в высших учебных заведениях сформировать максимально эффективные взаимоотношения с наставляемыми в целях наиболее полного раскрытия их способностей и развития потенциала, а также оказания поддержки и помощи.

91-94 10
Аннотация

Описывается методика CLIL-обучения с точки зрения внедрения в систему языковой подготовки иностранных студентов к обучению в вузах РФ; дается характеристика моделей использования методики предметно-языкового интегрированного обучения; анализируются проблемы внедрения методики в рамках предвузовской подготовки иностранных студентов; представлены пути использования методики CLIL-обучения.

95-103 6
Аннотация

На ПМЭФ-25 отмечены стойкость и способность экономики России к росту, несмотря на беспрецедентные санкции в отношении нее, идут перемены в макро-регионализации мирового рынка в условиях высокой конфликтности и неопределенности, рушатся старые связи между странами и возникают новые. Анализируется институт медиации и целевой подготовки кадров в условиях перестройки экономики России, связанной с макро-регионализацией мирового рынка. Предметом исследований является институт медиации в системе международного арбитража, объектом исследований   – подготовка медиаторов для новых условий работы на азиатском рынке. Использован диалектический подход, методы исторического, системного, структурного и логического анализа. Показано, что медиация является важным институтом развития инновационной цифровой бизнес среды: различающиеся культурные коды народов Азии от традиционных до введения санкций партнеров российских предпринимателей в Европе требуют переосмысления подготовки кадров в области международной медиации. Выявлены преимущества медиации в решении споров российского бизнеса и партнеров из Азии в сравнении с рассмотрением в международных арбитражных судах; обращается внимание на необходимость участия России в создании новых социальных и технологических стандартов в цифровой среде.

104-109 3
Аннотация

Рассмотрены возможности интенсификации индивидуально-личностного развития студентов-нефилологов в процессе их активного иноязычного речевого развития при обучении иностранному языку в ВУЗе на базе полной сбалансированной системы психологопедагогической и организационно-педагогической поддержки учебной речевой деятельности студентов, а также исчерпывающего методического обеспечения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

110-114 3
Аннотация

Рассматривается игровая имитационная модель организации поиска рыбных скоплений и возможности использования подобных моделей для развития знаний и умений у морских инженеров в контексте повышения квалификации (в построении логистических схем организации поиска рыбных скоплений и передислокации флота).

115-120 8
Аннотация

Раскрываются типы эвристического диалога в музыкальной сфере как педагогического инструмента формирования художественно-коммуникативной компетенции учителя музыки. Исходя из анализа научных источников и педагогической практики, выделены четыре типа эвристического диалога: косвенный, прямой, полисубъектный и субъективный. Каждый из них выполняет специфическую функцию в процессе восприятия, осмысления и интерпретации музыкального произведения. Сделан вывод о необходимости их целенаправленного использования в музыкальном образовании для формирования субъектной позиции обучающегося в процессе диалогического взаимодействия с музыкальным искусством.

121-128 4
Аннотация

Проведенный анализ доказывает необходимость усовершенствования практических знаний и качества подготовки автомехаников, диагностов, автоэлектриков и инженерно-технического персонала, задействованного в автотранспортной отрасли. Использование программатора AutoProg не только значительно упрощает диагностику, ремонт и настройку электронных систем автомобиля, но позволяет на достаточно высоком и качественном уровне проводить обучение специалистов, задействованных в автотранспортной отрасли. Благодаря широкому спектру адаптеров и возможностей работы с различными типами памяти и блоков управления, этот инструмент становится незаменимым для специалистов в области автомобильной электроники.

129-137 4
Аннотация

Представлена оптимальная методика по обучению дизайнеров интерьера. Указанный метод был отслежен у других теоретиков и практиков дизайна, таких как Иоханес Иттен (монография «Искусство формы»), а также в материалах конференции "International conference on engineering and product design education" 2020 г в Германии. Прокомментированы сильные и слабые стороны, значимость работы с этим методом в настоящее время. Представлены ключевые этапы метода; подробно описаны стадии работы по этой методике со студентами. Проанализировано преимущество методики в учебном процессе с группой обучающихся 3 курса направления подготовки «Дизайн архитектурной среды» как одно из заданий в формате курса «Формирование колористики интерьера».

138-141 5
Аннотация

Рассматриваются эффективные подходы к обучению дизайну мебели в системе среднего профессионального образования. Анализируются актуальные методы обучения, их влияние на подготовку квалифицированных специалистов и развитие креативности. Обсуждаются существующие проблемы, такие как недостаток финансирования и квалификации преподавателей. Подчеркивается важность внедрения современных технологий в образовательные программы и устойчивого их развития.

142-146 9
Аннотация

Обоснована роль интерактивных технологий в подготовке студентов к межкультурному взаимодействию в иноязычном образовании. Эффективное функционирование организационно-педагогического комплекса условий с применением интерактивных технологий способствует успешной подготовке студентов к межкультурному взаимодействию с представителями иноязычной культуры.

147-152 6
Аннотация

Лингвистические задания, основанные на использовании аутентичного языка, повышают мотивацию при изучении иностранного языка. В методике TBL рассматривается личный опыт каждого студента как важная часть процесса обучения: при выполнении заданий студенты самостоятельно выбирают лексические и грамматические конструкции. При работе важна не только цель, но и процесс работы.

153-156 6
Аннотация

Рассматривается мотивация обучающихся к учебной деятельности, в частности, к занятиям изобразительным искусством. Проясняется сущность термина «мотивация»; значимость изобразительного искусства в становлении и гармоничном развитии личности обучающегося. Приводятся педагогические условия активизации мотивации к занятиям изобразительным искусством и современные методы, способствующие этому процессу.

157-161 7
Аннотация

Рассматривается применение геймификации в образовательном процессе. Приводится сравнение геймификации с игровыми технологиями. Применять элементы геймификации – важный шаг развития образования, поскольку это позволит формировать когнитивные и социально-личностные аспекты подготовки многопрофильных специалистов.

162-164 6
Аннотация

Исследуется процесс профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в образовательных организациях ФСИН России. Рассматривается преподавание учебных дисциплин «Иностранный язык» и «Иностранный язык в сфере юриспруденции» в неязыковом вузе, формирующих иноязычную профессиональную компетенцию обучающихся. Проанализированы положения по этому вопросу, описанные в научной литературе. Делается вывод о том, что эффективное обучение иностранному языку в неязыковом вузе предполагает создание такой системы подготовки специалиста, которая позволит ему легко адаптироваться к динамично меняющимся условиям профессиональной деятельности.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ

165-169 6
Аннотация

Рассматривается проблема кибербезопасности. Формировать культуру кибербезопасности населения, особенно у подрастающего поколения, – один из наиболее важных факторов, обеспечивающих эффективное развитие цифровой экономики. Это новое направление, требующее всестороннего изучения, является необходимым в современном мире. На настоящий момент можно рассмотреть такие виды угроз, как киберпреступления, кибербуллинг, киберсуицид, киберэкстримизм, предупредить от которых необходимость не только образовательных организаций, но и родителей. Формировать культуру необходимо различными методами, средствами и формами по любому предмету образовательной программы, а также во внеучебной деятельности. 

170-177 6
Аннотация

Анализируются принципы отбора учебных и аутентичных текстовых материалов на занятиях по РКИ с целью формирования у обучающихся социокультурной компетенции (на материале «Географические достопримечательности России» и «Праздники России», уровень владения языком А2-В1), демонстрируется система упражнений и творческих видов заданий с использованием различных инструментов ИИ. Проведен анализ научной и учебнометодической литературы по работе с лингвострановедческим материалом на занятиях по РКИ и внедрению ИИ в процесс обучения; разработаны творческие виды заданий с использованием инструментов ИИ при работе с учебными и аутентичными текстами.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

178-184 5
Аннотация

В настоящее время в новых социальных, образовательных реалиях возрос уровень значимости изучения психологического благополучия семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается вопрос исследования социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии. Акцент делается на изучении особенностей взаимоотношений родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Освящается вопрос решения проблем, связанных с формированием представлений о взаимоотношениях родителей и детей. Эмпирическое исследование представлений о взаимоотношениях отца и ребенка у детей с ограничениями здоровья было проведено в государственном бюджетном специальном коррекционном образовательном учреждении «Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат». Практическое применение результатов исследования нашло отражение в психологических рекомендациях по оптимизации представлений отцов и детей о налаживании взаимных отношений.

185-192 3
Аннотация

Рассмотрена проблема адаптации студентов-первокурсников к учебному процессу при изучении курса математики в техническом вузе. Выявлены ключевые трудности, связанные с недостатком практических умений и эмоциональной неустойчивостью, а также предложены методы их преодоления на основе педагогики индивидуальности. Применена авторская карта самодиагностики, охватывающая семь сфер индивидуальности, что позволило разработать персонализированные рекомендации для студентов. Результаты исследования подчеркивают необходимость учета индивидуальных особенностей для успешной адаптации.

193-196 5
Аннотация

Актуализируются психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации и интеграции мигрантов. Акцентируется внимание на вопросах отбора качественного психодиагностического инструментария для выявления индикаторов девиантного поведения у детеймигрантов. Фокусируется внимание на сопутствующих проблемах: языковой барьер, широкий возрастной диапазон учащихся; негативное эмоциональное состояние; сжатость сроков диагностики и ограниченность ресурсов образовательных организаций.

197-202 3
Аннотация

Представлены результаты исследования склонности к экстремально-рискованному поведению у студентов вузов во взаимосвязи с уровнем сформированности у них этнической идентичности, что становится одним из способов превенции экстремистских проявлений в молодежной среде. Отмечена актуальность заявленной проблематики, а также результаты проведенного эмпирического исследования, обоснована необходимость введения в образовательный процесс вуза работы по превенции радикализации и экстремистских проявлений, формирования готовности молодых людей противостоять негативным социальным явлениям и риску вовлечения в экстремистские группы.

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

203-206 4
Аннотация

Описана проектная работа в рамках курса общей физики, посвященная изучению аэродинамических свойств тел различной формы.

207-211 3
Аннотация

Исследуются вопросы расширения перечня лабораторного практикума по физике на основе имеющейся лабораторной базы. Особое внимание уделяется рассмотрению одного из эффективных подходов – модернизации и адаптации существующих лабораторных установок для решения новых учебных задач в техническом вузе без значительных затрат. Представлены примеры реализации этого подхода в образовательном процессе, а также его роль в подготовке будущих специалистов.

212-216 3
Аннотация

Обсуждается важность демонстрационного эксперимента в образовательном процессе при изучении курса физики. Он не только помогает в усвоении материала, но и развивает навыки критического мышления, мотивирует студентов и делает обучение более эффективным и увлекательным. Предложен демонстрационный стенд, разработанный курсантами Морского института, который иллюстрирует выполнение уравнения Бернулли – закона сохранения энергии в гидравлике, базового уравнения при гидравлическом расчете судовых трубопроводов.

ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

217-220 3
Аннотация

Рассматривается проблема формирования профессиональной ответственности будущих офицеров Росгвардии как важного компонента профессиональной подготовки в современных условиях. Особое внимание уделяется структуре профессиональной ответственности, включающей мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и рефлексивно-прогностический компоненты. Обосновывается необходимость внедрения программнодеятельностного компонента в педагогическую систему, который обеспечивает закрепление знаний и формирование практических умений через активное участие курсантов в учебно-профессиональной деятельности. Программа формирования профессиональной ответственности представлена в виде трехэтапного процесса: мотивационно-направляющий, базовый и практикоориентированный этапы, каждый из которых направлен на последовательное развитие профессионально ответственного поведения и ценностных ориентиров у будущих офицеров. Подчеркивается важность системного и комплексного подходов к педагогическому обеспечению подготовки кадров силовых структур в условиях современных вызовов.

221-226 3
Аннотация

Рассматривается прием интеграции дисциплины «Химия» с дисциплинами профессионального цикла через изучение основных законов химии, таких как основной закон термохимии, закон Авогадро и принцип Ле Шателье, и их применение в решении задач военноприкладной направленности.

227-229 6
Аннотация

Рассматривается проблема обучения иностранному языку в ведомственных организациях ФСИН России. Раскрыты причины актуальности изучения иностранного языка, в том числе в сфере юриспруденции.

АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА

230-237 4
Аннотация

Представлены результаты исследования субъективного влияния отдельных инструментов цифровой образовательной среды вуза на психологическое здоровье студентов. В исследовании приняли участие обучающиеся ряда вузов Калининградской области разных направлений. Использование авторской шкальной техники показало достаточно высокий уровень субъективной оценки психологического здоровья студентов при использовании инструментов цифровизации образовательной среды. Информационный и социокультурный компоненты ЦОС не оказывают негативного влияния на психологическое здоровье, в отличие от организационного и научно-исследовательского. Выявлен ряд отдельных инструментов, снижающих психологическое здоровье обучающихся.

238-242 4
Аннотация

Представлена попытка построения жизненного цикла семьи в Азербайджане на основе демографического подхода П. К. Глика с опорой на статистические данные в 1993, 2003, 2013 и 2023 годы. Основой для построения жизненного цикла семьи стали средние показатели возраста вступления в первый брак для мужчин и женщин, средний возраст женщины при рождении последнего ребенка и ожидаемая продолжительность жизни. Составлена таблица, отражающая динамику стадий жизненного цикла семьи за период независимости Азербайджана. Анализ выявил тенденции повышения возраста вступления в брак, сокращение репродуктивного периода, удлинения социализирующей стадии. Обозначены ограничения модели П. К. Глика в современных условиях и перспективы её развития с включением повторных браков, разводов и различий между городским и сельским населением.

243-249 3
Аннотация

Рассматриваются историко-методологические основы развития здоровьеориентированного воспитания в китайской культуре с 1862 года до настоящего времени. Анализируются ключевые этапы формирования концепций здорового образа жизни, влияние традиционной китайской медицины и философии на современные подходы к здоровьеориентированному воспитанию. Особое внимание уделяется роли государственной политики и образовательных институтов в продвижении здорового образа жизни.

250-257 3
Аннотация

Представлена структура информационно-коммуникативной образовательной среды школы, описаны её компоненты и их содержание. Для каждого компонента определено функциональное назначение.

258-262 3
Аннотация

На сегодняшний день здоровьесберегающая система является не только важной частью системы образования, но и национальной безопасности страны. Чтобы вырастить здоровую нацию, необходимо прививать здоровьесбережение с детства. Часть обязанностей по укреплению здоровья в школах возложена на учителей физической культуры. Педагог способен правильно и компетентно передать знания о здоровом образе жизни подрастающему поколению, формировать мотивацию к двигательной активности и личной гигиене.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)