Использование языковых и визуальных генеративных моделей искусственного интеллекта в обучении лингвострановедению на занятиях по РКИ
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-3-73-170-177
Аннотация
Анализируются принципы отбора учебных и аутентичных текстовых материалов на занятиях по РКИ с целью формирования у обучающихся социокультурной компетенции (на материале «Географические достопримечательности России» и «Праздники России», уровень владения языком А2-В1), демонстрируется система упражнений и творческих видов заданий с использованием различных инструментов ИИ. Проведен анализ научной и учебнометодической литературы по работе с лингвострановедческим материалом на занятиях по РКИ и внедрению ИИ в процесс обучения; разработаны творческие виды заданий с использованием инструментов ИИ при работе с учебными и аутентичными текстами.
Об авторах
М. В. ГавриловаРоссия
Мария Васильевна Гаврилова – кандидат филологических наук, доцент
Калининград
А. Л. Дронова
Россия
Анастасия Леонидовна Дронова – кандидат филологических наук, доцент
Калининград
Список литературы
1. Верещагин, Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – Москва : Русский язык, 1983. – 269 с.
2. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение / Андрюшина Н. П. и др. – Москва; Санкт-Петербург : Златоуст, 1999.
3. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень : Проект / Нахабина М. М. и др. – Москва; Санкт-Петербург : Златоуст, 1999.
4. Ерасов, Б. С. Социальная культурология : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Социология», «Культурология». – Москва : Аспект Пресс, 2000. – 590 с.
5. Игнатьева, Н. Д., Сидорова, Е. Ю. Возможности нейросети для реализации принципа наглядности в обучении русскому языку как иностранному // Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты : Материалы международной научно-практической конференции. – Москва, 01-02 июня 2023 года.
6. Караванова, Н. Б. Иллюстрированная энциклопедия: Россия. Города, люди, традиции». – Москва : Эксмо, 2016.
7. Колесников, А. А. Обучение иностранным языкам в свете новых компетентностных реалий // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 5. – С. 211.
8. Кулибина, Н. В. Зачем, что и как читать на уроке : методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. – Москва : Златоуст, 2015. – 300 с.
9. Лукичев, П. М., Чекмарев, О. П. Применение искусственного интеллекта в системе высшего образования // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Т. 13. – № 1.
10. Мантусов, А. Б. Применение нейронных сетей при формировании поликодового текста / Вестник Атырауского университета имени Х. Досмухамедова. – 2022. – Т. 65. – № 2.
11. Писарь, Н. В. Потенциал использования нейросетей как инновационного инструмента создания учебного контента и средства организации интерактивной образовательной среды на занятиях по русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2024. – Т. 17. – Вып. 1. – С. 58–65.
12. Резванцева, Т. Г. Русские национальные праздники : учебное пособие. – Иркутск : Издательство БГУЭП, 2014. – 38 с.
13. Россия. Большой лингвострановедческий словарь : 2000 реалий истории, культуры, природы, быта и др. – Москва : Арт-пресс, 2009. – 725 с.
14. Щукин, А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 – Русский язык и литература (ДПП.ДС.032906 – Русский язык как иностранный) / А. Н. Щукин. – 5-е изд., испр. – Москва : ФЛИНТА : Наука, 2018. – 504 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гаврилова М.В., Дронова А.Л. Использование языковых и визуальных генеративных моделей искусственного интеллекта в обучении лингвострановедению на занятиях по РКИ. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(3(73)):170-177. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-3-73-170-177
For citation:
Gavrilova M.V., Dronova A.l. The use of linguistic and visual generative models of artificial intelligence in teaching linguistic and cultural studies in classes on russian as a foreign language. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2025;(3(73)):170-177. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-3-73-170-177