Мотивационные механизмы выбора аграрных специальностей: анализ и рекомендации на опыте агроклассов Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К. А. Тимирязева
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-3-73-63-67
Аннотация
Рассматриваются мотивационные механизмы выбора аграрных специальностей среди школьников на примере работы агроклассов, организованных совместно с ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева». Анализируются ключевые факторы, влияющие на профессиональное самоопределение учащихся, включая социально-экономические условия, образовательные программы и личностные установки. На основе эмпирических данных (анкетирование, интервью, анализ успеваемости) выявлены наиболее эффективные методы профориентации, способствующие осознанному выбору аграрного образования. Особое внимание уделено роли практико-ориентированного обучения, взаимодействию с работодателями и популяризации современных технологий в агропромышленном комплексе (АПК). В результате исследования предложены рекомендации по совершенствованию профориентационной работы со школами в аграрных вузах, направленные на повышение престижа сельскохозяйственных специальностей и привлечение мотивированных абитуриентов, которые могут быть использованы при разработке образовательных стратегий, грантовых программ и государственных инициатив в сфере подготовки кадров для агропромышленного комплекса.
Об авторах
Н. A. ЕремееваРоссия
Надежда Александровна Еремеева – кандидат экономических наук, доцент
Москва
И. Н. Сычева
Россия
Ирина Николаевна Сычева – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
Москва
Список литературы
1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ 21 января 2020 г. № 20. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106 (дата обращения: 12.04.2025).
2. Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р. – URL: http://government.ru/docs/all/94785/ (дата обращения: 12.04.2025).
3. Агроклассы: связующее звено между школой и университетом. – URL: https://agrovuz.ru/prepodavateljam/innovacii/item/230-agroklassy-svyazuyuscee-zveno-mezhdu-wkoloj-iuniversitetom (дата обращения: 12.04.2025).
4. Ассоциация «Агрошколы России». – URL: https://center-prof38.ru/content/associaciya-agroshkolyrossii (дата обращения: 12.04.2025).
5. Великанов, В. В., Дубежинский, Е. В., Трапянок, Н. Г. Агроклассы как новая реальность (по результатам социологического опроса) // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. – 2020. – № 1. – С. 154–157.
6. Названы самые популярные направления в вузах – 2020. – URL: https://zen.yandex.ru/media/postupi.online/nazvany-samye-populiarnye-napravleniia-v-vuzah-2020-5e6a53289e1c584ed15f35cf (дата обращения: 12.04.2025).
7. Предпрофессиональное образование. – URL: https://school.moscow/api/navigator/public/uploads/data_file/1530608670_Предпрофессиональное_образование.pdf (дата обращения: 12.04.2025).
8. Первый раз в агрокласс. – URL: http://tatishevo.saratov.gov.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=31005:pervyiy-raz-v-agroklass&Itemid=129 (дата обращения: 12.04.2025).
9. По инициативе «Единой России» в школах появятся агроклассы. – URL: https://rapsinews.ru/legislation_news/20220427/307917066.html (дата обращения: 12.04.2025).
10. Самые перспективные профессии рынка труда 2020–2025 года. – URL: https://b-mag.ru/samyeperspektivnye-professii-rynka-truda-2020-2025-goda/ (дата обращения: 12.04.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Еремеева Н.A., Сычева И.Н. Мотивационные механизмы выбора аграрных специальностей: анализ и рекомендации на опыте агроклассов Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К. А. Тимирязева. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(3(73)):63-67. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-3-73-63-67
For citation:
Eremeeva N.A., Sycheva I.N. Motivational mechanisms for choosing agricultural specialties: analysis and recommendations based on the experience of agricultural classes of the Timiryazev Russian State Agrarian University-Moscow Agricultural Academy. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2025;(3(73)):63-67. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-3-73-63-67