Выявление типов эвристического диалога в процессе формирования художественно-коммуникативной компетенции учителя музыки
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-3-73-115-120
Аннотация
Раскрываются типы эвристического диалога в музыкальной сфере как педагогического инструмента формирования художественно-коммуникативной компетенции учителя музыки. Исходя из анализа научных источников и педагогической практики, выделены четыре типа эвристического диалога: косвенный, прямой, полисубъектный и субъективный. Каждый из них выполняет специфическую функцию в процессе восприятия, осмысления и интерпретации музыкального произведения. Сделан вывод о необходимости их целенаправленного использования в музыкальном образовании для формирования субъектной позиции обучающегося в процессе диалогического взаимодействия с музыкальным искусством.
Об авторе
A. A. БрагинаБеларусь
Анна Александровна Брагина – магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры
Гродно
Список литературы
1. Миронова, М. П. Сущность и особенности осуществления коммуникации в музыкально-педагогической деятельности / М. П. Миронова // Музыкальное искусство и образование. – № 2. – 2016. – С. 27–34.
2. Коммуникативные основы художественной культуры : монография / В. И. Жуковский, М. В. Тарасова, – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2010. – 179 с.
3. Киреева, Н. Ю. Театрализованные формы реализации музыкального материала: коммуникативные аспекты / Н. Ю. Киреева // Социология культуры: опыт и новые парадигмы : VI Санкт-Петербургские социологические чтения : междунарародная научная конференция, Санкт-Петербург, 17–18 апр. 2014 г. / ред.-сост. : А. С. Тургаев, А. Е. Хренов, А. О. Бороноев. – Ч. 1. – 2015. – С. 293–300. (Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры; т. 206).
4. Полюшкин, В. Г. Сущность и структура художественно-коммуникативной компетентности педагога-музыканта / В. Г. Полюшкин, К. В. Полюшкина // Культурная жизнь Юга России. – 2017. – № 3(66). – С. 86–89.
5. Джидарьян, И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. – Москва : Наука, 1976. – 190 с.
6. Король, А. Д. Моделирование системы эвристического обучения на основе диалога : дис. … д-ра пед. наук / А. Д. Король. – Москва, 2009. – 394 л.
7. Эвристический диалог в структуре вузовского обучения : учебно-методическое пособие / В. Н. Васильков, В. И. Турковский. – Витебск : Издательство ВГУ, 2002. – 84 с.
8. Лобанов, С. Д. О природе философии : монография / С. Д. Лобанов. Изд. 2-е. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 232 с.
9. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки на личность. – Москва : Музыка, 1976. – 254 с.
10. Яконюк, В. Л. Музыкант. Потребность. Деятельность / В. Л. Яконюк. – Минск : Белорусская академия музыки, 1993. – 147 с.
11. Лушина, А. П. Значение восприятия музыки в процессе музыкального мышления / А. П. Лушина / Наука. Инновации. Технологии. – 2007. – № 51. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-vospriyatiyamuzyki-v-protsesse-muzykalnogo-myshleniya (дата обращения: 22.06.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Брагина A.A. Выявление типов эвристического диалога в процессе формирования художественно-коммуникативной компетенции учителя музыки. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(3(73)):115-120. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-3-73-115-120
For citation:
Bragina A.A. Identification of typological features of dialogical interaction in the process of formation of artistic and communicative competence of a music teacher. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2025;(3(73)):115-120. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-3-73-115-120