Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Эффективные практики формирования профессиональной идентичности студентов педагогических направлений подготовки: опыт БФУ им. И. Канта

https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-3-73-27-32

Аннотация

Представлен анализ проблемы формирования профессиональной идентичности студентов педагогических направлений подготовки. Обоснована актуальность формирования профессиональной идентичности студентов в процессе их обучения в вузе, раскрыт потенциал профессионализации будущих педагогов в контексте управления процессом построения карьеры и успешной самореализации в профессиональной деятельности в условиях современного рынка труда, представлен опыт формирования профессиональной идентичности обучающихся образовательно-научного кластера «Институт образования и гуманитарных наук» Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Сформулированы условия формирования профессиональной идентичности будущих педагогов, которые могут быть использованы в целях обеспечения качества образования и решения вопросов устойчивого профессионального развития педагогов.

Об авторах

К. А. Дегтяренко
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Россия

Ксения Андреевна Дегтяренко – кандидат филологических наук

Калининград



О. В. Парахина
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Россия

Олеся Владимировна Парахина – кандидат педагогических наук

Калининград

 



Н. И. Ермакова
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Россия

Надежда Ивановна Ермакова – кандидат педагогических наук, доцент

Калининград



Список литературы

1. Бударина, А. О. Модель профессионализации студентов педагогических направлений подготовки в условиях современных вызовов / А. О. Бударина, К. А. Дегтяренко, О. В. Парахина // Самарский научный вестник. – 2024. – Т. 13. – № 3. – С. 159–165.

2. Буянова, Г. В., Гитман, Е. К., Попова, Т. В., Долматова, Н. С. Профессионализация личности студента в период обучения в вузе: этапы развития профессиональной направленности // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalizatsiya-lichnosti-studenta-vperiod-obucheniya-v-vuze-etapy-razvitiya-professionalnoy-napravlennosti (дата обращения: 03.01.2025).

3. Воробьёва, И. В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа»: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Москва, 2007. – 27 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/osobennosti-professionalnoi-sotsializatsii-studentov-poluchayushchikhspetsialnost-sotsialna (дата обращения: 03. 01. 2025).

4. Климова, Е. М., Меркушева, Ю. С. Теоретические основы системного раскрытия взаимосвязи эмоциональных особенностей и профессиональной направленности личности // Человеческий капитал. – 2019. – № 6–2. – С. 151. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38519227 (дата обращения: 03.01.2025).

5. Поварёнков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества : сборник научных трудов. – Ярославль, 2003. – С. 154–163.

6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 03.01.2025).

7. Федоров, А. А., Бударина, А. О., Полупан, К. Л., Житиневич, Д. Г. Стратегические ориентиры разработки и реализации кастомизированного образовательного маршрута обучающегося на основе искусственного интеллекта // Самарский научный вестник. – Т. 9. – № 2(31). – 2020. – С. 294–299.

8. Федотова, Л. М. Формирование профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Кемерово, 2011. – URL: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-professionalnoy-identichnosti-studentov-v-protsesse-obucheniyav-vuze (дата обращения: 09.07.2025).

9. Филимонова, Е. А. Проблема адаптации студентов к будущей профессии в рамках реализации образовательных программ // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2017. – № 2. – С. 136–141. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29356578 (дата обращения: 03.01.2025).

10. Blackley, S., Luzeckyj, A., King, Sh. Re-valuing Higher Education: Learning(s) and Teaching(s) in Contested Spaces // Higher Education Research & Development. – 2020. – Vol. 39 (1). – P. 1–12.

11. Bridgstock, R., Jackson, D. Strategic Institutional Approaches to Graduate Employability: Navigating Meanings, Measurements and What Really Matters // Journal of Higher Education Policy and Management. – 2019. – Vol. 41(5). – P. 468–484.

12. Jackson, D. Re-conceptualising Graduate Employability: The Importance of Pre-Professional Identity // Higher Education Research & Development. – 2016. – Vol. 35 (5). – P. 925–939.

13. Kahu, E. R. Framing Student Engagement in Higher Education // Studies in Higher Education. – 2013. – Vol. 38(5). – Pр. 758–773.

14. Trede, F., Macklin, R., Bridges, D. Professional Identity Development: A Review of The Higher Education Literature // Studies in Higher Education. – 2012. – Vol. 37 (3). – Pр. 365–384.

15. Zagainov, I. A., Blinova, M. L. Professional Orientation of Students’ Personality // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. – 2017. – №. 4. – Pp. 54–56. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29035263 (дата обращения: 03.01.2025).

16. Zauwiyah, A., Anantharaman, R. N., Hishamuddin, I. Students’ Motivation, Perceived Environment and Professional Commitment: An Application of Astin's College Impact Model // Accounting Education. – 2012. – Vol. 21(2). – Pр. 187–208.


Рецензия

Для цитирования:


Дегтяренко К.А., Парахина О.В., Ермакова Н.И. Эффективные практики формирования профессиональной идентичности студентов педагогических направлений подготовки: опыт БФУ им. И. Канта. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(3(73)):27-32. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-3-73-27-32

For citation:


Degtiarenko K.A., Parakhina O.V., Ermakova N.I. The Immanuel Kant Baltic Federal University Effective Practices for Developing Professional Identity of Pre-Service Teachers. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2025;(3(73)):27-32. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-3-73-27-32

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)