Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Формирование универсальных компетенций в процессе обучения физике в техническом университете

https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-261-273

Аннотация

Представлена система универсальных компетенций в соответствии с ФГОС 3++ для студентов направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», а также показатели достижения компетенций, авторское видение оценки уровня сформированности компетентности с точки зрения «знать», «уметь», «владеть навыком» с учетом специфики преподавания дисциплины «Физика». Даны задания, в ходе выполнения которых, формируются универсальные компетенции и одновременно оценивается уровень их сформированности на занятиях по физике в МАДИ и АГЗ МЧС России.

Об авторах

Т. М. Ткачева
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
Россия

Татьяна Михайловна Ткачева - кандидат физико-математических наук, доцент,

Москва



Н. В. Чечеткина
Академия гражданской защиты МЧС России
Россия

Нина Владимировна Чечеткина - кандидат педагогических наук, доцент,

Химки Московской области



Список литературы

1. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. // М.: «Когито-центр», 2002. – 396 с.

2. Шармин, Д.В., Шармин, В.Г. Компетентностный подход в высшем образовании России: двадцать лет спустя // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 3. – С. 64–71.

3. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании. (К освоению компетентностного подхода)// Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 3–33.

4. Дорофеев, А.А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 30–33.

5. Ткачева, Т.М. «Формирование и развитие профессиональных компетенций инженера: психологодидактическое обоснование» Учебное пособие // М.: Изд. МАДИ, 2011. – 114 с.

6. Ткачева, Т.М. Профессиональные компетенции инженера: от выпускника школы до специалиста //Вестник МГАУ им. Горячкина (Теория и методика профессионального образования). – 2010. – Т. 3(42). – С. 53–57.

7. Крупкин, А.В., Синякова, М.Г. Роль универсальных компетенций в подготовке инженеров строительного профиля // Проблемы безопасности строительства критичных инфраструктур SAFETY2020. Сб. статей VI Международной конференции. – Екатеринбург, 2021. – С. 304–310.

8. Тучкова, А.С. Основные методологические подходы к формированию универсальных компетенций студентов технических университетов // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия «Психолого-педагогические науки». – 2022. – Т. 19. – № 4. – С. 31–46. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.4.3

9. Чечеткина, Н. В. Формирование профессиональных умений у студентов младших курсов технического вуза. // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Вып.3. Теория и методика профессионального образования. – 2004. – С. 46–47.

10. Чечеткина, Н.В., Гудилов, С.М. Формирование и развитие инвариантных умений профессиональной деятельности у обучающихся в академии гражданской защиты МЧС России // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2017. – № 1(32). – С. 77–80.

11. Бершадская, М.Д., Серова, А.В., Чепуренко, А.Ю., Зима, Е.А. Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования// Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. – № 2. – С. 38–50. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-38-50

12. Ткачева, Т.М., Кургаева, Н.Е. Планы решения задач как способ формирования системного мышления // Сб. «Физика в системе современного образования (ФССО-15). Материалы XIII Международной конференции». – 2015. – С. 55–57.

13. Серова, А.В. Универсальные компетенции во ФГОС 3++: часть 1. Компетенции – индикаторы – дескрипторы [Электронный ресурс] // Информационно-методический семинар АКУР, 24.05.2018. URL: https://social.hse.ru/data/2018/06/01/1150192949/ (дата обращения: 02.03.2023).

14. Гилязова, О.С., Замощанская, А.Н., Замощанский, И.И. К вопросу о формировании универсальных компетенций в современном высшем образовании: теоретические подходы и логика эффективности // Общество: социология, психология, педагогика / 2022. – № 7. С. 152–157. https://doi.org/10.24158/spp.2022.7.21.

15. Тимофеева, Г.Ю., Ткачева, Т.М. Оценка сформированности компетенций у студентов технического вуза: опыт МАДИ // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер. «Общественные и гуманитарные науки». – 2014. – № 1(138). – С. 34–38.

16. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под.науч. ред. д.п.н. И. Ю. Тархановой – Ярославль.: Изд. ЯГПУ, 2018. – 383 с.

17. Карпухина, Ю.А., Кутузова, З.Ю. Особенности формирования и оценки универсальных компетенций у студентов вузов [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2022. – № 06. – С. 139–153. URL: https://e-koncept.ru/2022/201049.htm. DOI:10.24412/2304-120X-2022-11049

18. Харисова, И.Г. Портфолио как средство оценки универсальных компетенций студента вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 10 (133). С. 43–53.

19. Мануйлова, Н.Б., Мессинева, Е.М., Фетисов, А.Г. Разработка проверочной схемы для индикаторов освоения универсальных компетенций // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 2. https://mirnauki.com/PDF/43PDMN220.pdf

20. Одинцова, Н.И., Кургаева, Н.Е. ФИЗИКА. Ключ к решению задач //М.: ИЛЕКСА, 2014. – 383 с.

21. Алексеенко, А.В., Алексеенко, А.Е., Костин, И.В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях лабораторного практикума // Преподаватель XXI век. – 2019. – № 1. – С. 160–169.

22. Потапова, М.В., Кочергина, Н.В., Герасимова, Э.О. Основные подходы к проведению лабораторного практикума по общей физике в техническом вузе // МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. 2022. – № 4 (95). – С. 146–150.

23. Азоркина, О.Д., Кириллова, Е.Н. О формировании универсальных компетенций при решении задач теоретической физики в модуле «классическая механика // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2020. – № 2(30). – С.121-129. DOI 10.23951/2307-6127-2020-2-121-129

24. Огерчук, А.А. Формирование ключевых и общепрофессиональных компетенций обучающихся при решении задач по физике // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. – № 4 (227). – С. 75–80.


Рецензия

Для цитирования:


Ткачева Т.М., Чечеткина Н.В. Формирование универсальных компетенций в процессе обучения физике в техническом университете. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(1(67)):261-273. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-261-273

For citation:


Tkacheva T.M., Сhechetkina N.V. Universal Competences Formation in the process of Physics Training in a Technical University. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(1(67)):261-273. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-261-273

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)