Universal Competences Formation in the process of Physics Training in a Technical University
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-261-273
Abstract
The article presents a system of universal competencies in accordance with the Federal State Educational Standard 3++ for students in the field of study 20.03.01 «Technosphere Safety» as well as and competency achievement indicators. The author's vision of assessing the level of competence formation in terms of «know», «be able», «own the skill», taking into account the specifics of teaching the discipline «Physics» is presented. The tasks are given, in the course of which universal competencies are formed and at the same time the level of their formation is assessed in physics classes at MADI and Civil Defence Academy of Emercom of Russia.
About the Authors
T. M. TkachevaRussian Federation
Ph. D., associate professor, Department of Physics,
Moscow
N. V. Сhechetkina
Russian Federation
Ph. D., associate professor, Department of Physics
References
1. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. // М.: «Когито-центр», 2002. – 396 с.
2. Шармин, Д.В., Шармин, В.Г. Компетентностный подход в высшем образовании России: двадцать лет спустя // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 3. – С. 64–71.
3. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании. (К освоению компетентностного подхода)// Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 3–33.
4. Дорофеев, А.А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 30–33.
5. Ткачева, Т.М. «Формирование и развитие профессиональных компетенций инженера: психологодидактическое обоснование» Учебное пособие // М.: Изд. МАДИ, 2011. – 114 с.
6. Ткачева, Т.М. Профессиональные компетенции инженера: от выпускника школы до специалиста //Вестник МГАУ им. Горячкина (Теория и методика профессионального образования). – 2010. – Т. 3(42). – С. 53–57.
7. Крупкин, А.В., Синякова, М.Г. Роль универсальных компетенций в подготовке инженеров строительного профиля // Проблемы безопасности строительства критичных инфраструктур SAFETY2020. Сб. статей VI Международной конференции. – Екатеринбург, 2021. – С. 304–310.
8. Тучкова, А.С. Основные методологические подходы к формированию универсальных компетенций студентов технических университетов // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия «Психолого-педагогические науки». – 2022. – Т. 19. – № 4. – С. 31–46. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.4.3
9. Чечеткина, Н. В. Формирование профессиональных умений у студентов младших курсов технического вуза. // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Вып.3. Теория и методика профессионального образования. – 2004. – С. 46–47.
10. Чечеткина, Н.В., Гудилов, С.М. Формирование и развитие инвариантных умений профессиональной деятельности у обучающихся в академии гражданской защиты МЧС России // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2017. – № 1(32). – С. 77–80.
11. Бершадская, М.Д., Серова, А.В., Чепуренко, А.Ю., Зима, Е.А. Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования// Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. – № 2. – С. 38–50. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-38-50
12. Ткачева, Т.М., Кургаева, Н.Е. Планы решения задач как способ формирования системного мышления // Сб. «Физика в системе современного образования (ФССО-15). Материалы XIII Международной конференции». – 2015. – С. 55–57.
13. Серова, А.В. Универсальные компетенции во ФГОС 3++: часть 1. Компетенции – индикаторы – дескрипторы [Электронный ресурс] // Информационно-методический семинар АКУР, 24.05.2018. URL: https://social.hse.ru/data/2018/06/01/1150192949/ (дата обращения: 02.03.2023).
14. Гилязова, О.С., Замощанская, А.Н., Замощанский, И.И. К вопросу о формировании универсальных компетенций в современном высшем образовании: теоретические подходы и логика эффективности // Общество: социология, психология, педагогика / 2022. – № 7. С. 152–157. https://doi.org/10.24158/spp.2022.7.21.
15. Тимофеева, Г.Ю., Ткачева, Т.М. Оценка сформированности компетенций у студентов технического вуза: опыт МАДИ // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер. «Общественные и гуманитарные науки». – 2014. – № 1(138). – С. 34–38.
16. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под.науч. ред. д.п.н. И. Ю. Тархановой – Ярославль.: Изд. ЯГПУ, 2018. – 383 с.
17. Карпухина, Ю.А., Кутузова, З.Ю. Особенности формирования и оценки универсальных компетенций у студентов вузов [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2022. – № 06. – С. 139–153. URL: https://e-koncept.ru/2022/201049.htm. DOI:10.24412/2304-120X-2022-11049
18. Харисова, И.Г. Портфолио как средство оценки универсальных компетенций студента вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 10 (133). С. 43–53.
19. Мануйлова, Н.Б., Мессинева, Е.М., Фетисов, А.Г. Разработка проверочной схемы для индикаторов освоения универсальных компетенций // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 2. https://mirnauki.com/PDF/43PDMN220.pdf
20. Одинцова, Н.И., Кургаева, Н.Е. ФИЗИКА. Ключ к решению задач //М.: ИЛЕКСА, 2014. – 383 с.
21. Алексеенко, А.В., Алексеенко, А.Е., Костин, И.В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях лабораторного практикума // Преподаватель XXI век. – 2019. – № 1. – С. 160–169.
22. Потапова, М.В., Кочергина, Н.В., Герасимова, Э.О. Основные подходы к проведению лабораторного практикума по общей физике в техническом вузе // МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. 2022. – № 4 (95). – С. 146–150.
23. Азоркина, О.Д., Кириллова, Е.Н. О формировании универсальных компетенций при решении задач теоретической физики в модуле «классическая механика // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2020. – № 2(30). – С.121-129. DOI 10.23951/2307-6127-2020-2-121-129
24. Огерчук, А.А. Формирование ключевых и общепрофессиональных компетенций обучающихся при решении задач по физике // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. – № 4 (227). – С. 75–80.
Review
For citations:
Tkacheva T.M., Сhechetkina N.V. Universal Competences Formation in the process of Physics Training in a Technical University. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(1(67)):261-273. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-261-273