Формирование и развитие педагогической мысли Иммануила Канта
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-2-68-26-31
Аннотация
Рассмотрены основные положения кантовской педагогической мысли с точки зрения современного представления об образовании и воспитании человека. Кант утверждает, что только человек может быть субъектом образования. Рассматривая основные принципы образования и воспитания, предложенные Кантом, следует помнить, что философ во многом опирался на собственный опыт. В то же время его педагогические взгляды вполне соответствуют духу европейского просвещения. В своей педагогической теории Кант в соответствии с духом эпохи Просвещения разграничивает понятия «обучение» и «образование». Под обучением, которое относится к физическому воспитанию и предполагает развитие телесных свойств и душевных способностей индивидов, он понимает получение знаний, формирование навыков и приобретение умений. Образование же всегда направлено на формирование нравственности и духовного мира личности. Поэтому он утверждает, что педагогика должна стать научной дисциплиной. Практическое воспитание Кант рассматривал как менее объемное, чем физическое, которое больше связано с идеей того человека, к которому должен стремиться воспитатель.
Ключевые слова
Об авторах
А. И. КибышРоссия
Анатолий Иванович Кибыш - кандидат педагогических наук, доцент,
Калининград
А. А. Наринян
Россия
Арам Анатольевич Наринян - кандидат философских наук, доцент,
Калининград
Список литературы
1. Kaczmarek, Stefan. Immanuel Kant - portret filozofa. Wydawnictwo naukowe wydziału nauk politycznych i dziennikarstwa (Uniwersytet im. Adama Mickiewicza, Poznań, 1995.
2. Kant’s pedagogy and contemporaneity. URL: https://znanio.ru/media/kants-pedagogy-and-contemporaneity-2809039 (дата обращения: 25.03.2024).
3. Königsberg schools. URL: https://users.manchester.edu/FacStaff/SSNaragon/Kant/students/studentKonSchools.htm (дата обращения: 08.02.2024).
4. Kühn, Manfred. Kant. Eine Biographie. München: Verlag C.H. Beck oHG, 2003.
5. Laub Jochen. Mikhail Thomas. Kant's Lectures on Pedagogy on world tour. // Global Education Review 10(1-2) URL: https://www.researchgate.net/publication/372344160_Kant's_Lectures_on_Pedagogy_on_world_tour (дата обращения: 25.03.2024).
6. Аксёнова, Э. А. Ценностные основы педагогики Иммануила Канта // Проблемы современного образования. – 2015. – №1. – С. 64-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-osnovy-pedagogikiimmanuila-kanta (дата обращения: 25.03.2024).
7. Бурханов, Р.А. Педагогическое учение Иммануила Канта и его значение для духовной жизни современности // Дискуссия. – 2017. – № 7 (81). С. 79 – 82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-uchenieimmanuila-kanta-i-ego-znachenie-dlya-duhovnoy-zhizni-sovremennosti (дата обращения: 25.03.2024).
8. Кант, И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. в 6 тт. Ч. 1 М., 1965.
9. Кант, И. Метафизика нравов. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1714480065&tld=ru&lang= ru&name=Kant_Metaphisika_1.pdf (дата обращения 18.04.2024).
10. Кант, И. О педагогике. Пер. с нем. Б.М. Бим-Бада – URL: https://files.studentit.ru/previewfile/16011 (дата обращения: 08.04.2024).
11. Кант, И. Основы метафизики нравственности. URL: https://librebook.me/groundwork_of_the_metaphysic_of_morals/vol1/1?ysclid=lutqcuv2mg588961797 (дата обращения 24.03.2024)
12. Кюн Манфред. Школьные годы (1732–1740): «В рабстве у фанатиков». URL: https://www.livelib.ru/book/834892/readpart-kant-biografiya-manfred-kyun/~6?ysclid=lulez341jr216923173 (дата обращения: 04.04.2024)
13. Новичкова, Г. А. Актуальность педагогических идей Иммануила Канта // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 1. – С. 94–98.
14. Разговор между И. Кантом, Л. Толстым и современным профессором философии по вопросу «Возможна ли нравственность, независимая от религии?». URL: https://studylib.ru/doc/2459165/imej-muzhestvopol._zovat._sya-sobstvennym-razumom-?ysclid=lulfhmv0f2941064052 (дата обращения: 04.04.2024)
15. Устименко, О. Императивы жизненного пути Кёнигсбергского философа. Заметки о клиническом случае Иммануила Канта. URL: https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post372645642/ (дата обращения: 26.03.2024)
16. Филиппов, М. М. Иммануил Кант. Его жизнь и философская деятельность – URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Иммануил_Кант_Его_жизнь_и_философская_деятельность_(Филиппов) (дата обращения: 04.04.2024).
17. Шачина, А. Ю. Актуальность философско-педагогического наследия И. Канта // Кантовский сборник. – 2010. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-filosofskopedagogicheskogo-naslediyai-kanta (дата обращения: 25.03.2024).
18. Шачина, А. Ю. К вопросу о влиянии Ж.-Ж. Руссо на творчество И. Канта // Вестник РУДН. Серия: Философия. – 2018. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vliyanii-zh-zh-russo-natvorchestvo-i-kanta (дата обращения: 02.04.2024).
19. Шпилькин, Ю. На родине Канта. URL: https://proza.ru/2014/10/24/421 (дата обращения: 26.03.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Кибыш А.И., Наринян А.А. Формирование и развитие педагогической мысли Иммануила Канта. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(2(68)):26-31. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-2-68-26-31
For citation:
Kibysh A.I., Narinyan A.A. Formation and development of pedagogical thought Immanuel Кant. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2024;(2(68)):26-31. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-2-68-26-31

