Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Концептуальная модель процесса медиации в цифровых условиях

https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-2-68-82-92

Аннотация

Учебный модуль «Медиация» отличается от других специальных курсов тем, что он может найти применение и обогатить практически все направления профессиональной подготовки в системе образования. Медиацию можно рассматривать в широком контексте как универсальную технологию социализации человека, социальную, педагогическую, юридическую человекоцентрическую технологию мирного разрешения споров, предотвращения кризисов в отношениях, урегулирования конфликтных ситуаций, перевода наступающих или наступивших кризисов между сторонами в их сотрудничество. Указы Президента России, отражающие новые национальные цели России и развитие искусственного интеллекта в стране, показывают глобальные изменения в мировой политике, экономике и технологиях. Целью работы является обоснование необходимости пересмотра, концептуальной модели процесса медиации, принимая во внимание новые технологические инструменты для решения задач перестройки России. Применение информационных технологий позволяет расширить возможности сторон, участвующих в медиации, вследствие появления новых инструментов и технологий анализа рассматриваемой ситуации. Особое внимание уделяется гуманистическому смыслу процесса медиации. В цифровой модели и методологии медиации подготовка медиаторов включает в себя помимо учебных модулей по конфликтологии и психологии человека, психологию отдельных наций, национальностей, сообществ и современные инструменты цифровых технологий, включая цифровые платформы, нейронные сети и цифровые двойники. Переход на цифровую модель медиации приводит к необходимости модернизации учебно-методических комплексов, включая состав и карту компетенций для различных направлений медиации и особенностей условий, и среды применения. Обучение медиации в цифровых условиях представляется наиболее важным для выпускников высших учебных заведений, которые будут сталкиваться в своей профессиональной деятельности с различными коллизиями – столкновениями норм права, культуры ведения предпринимательства, во время организационной и технологической перестройки производства и управления, а также для работников организаций и предприятий, работающих в полиэтнической среде. В условиях появления сложных коллизий в предпринимательстве и жизненных ситуациях в эпоху перестройки экономики, медиация становится одним из инструментов устойчивого развития современного общества.

Об авторах

А. Я. Яфасов
Калининградский государственный технический университет
Россия

Абдурашид Яруллаевич Яфасов - доктор технических наук, старший научный сотрудник,

Калининград



Н. А. Томашук
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Россия

Нинель Алиевна Томашук - магистрант,

Калининград



Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015

2. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 29 февраля 2024 года. М. Кремль. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/

3. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124) http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731

4. Цифровая экономика и сквозные цифровые технологии: современные вызовы и перспективы экономического, социального и культурного развития / Абашева О. Ю., Амирова Э. Ф., Беляева С. В. и др.]; под ред. Бондаренко И. А., Полетайкина А. Н. – Самара : ООО НИЦ «ПНК», 2020. – 297 с. ISBN 978-5-6040572-4-7.

5. Волков, Р., Артеменко, В. Мониторинг и анализ технологического развития России и мира. ЦМАКП. – М. – № 37, 25.04.2024. – 30 с. http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/HT_Mons/2024/I2024.pdf

6. Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 233-ФЗ, от 26.07.2019 № 197-ФЗ). http://www.kremlin.ru/acts/bank/31539/page/1

7. Лебедкина, А. А., Яфасов, А. Я. Медиация как инструмент совершенствования управления образовательной организацией // Известия БГАРФ. – 2014. – Т. 28. – № 2. – С.42–52.

8. Alexander, Nadja Marie, The Mediation Meta-Model: Understanding Practice (January 14, 2008). 26 (1) Conflict Resolution Quarterly (2008), 97 – 123, Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3765879

9. Гайдаенко-Шер, Н. И. Альтернативные механизмы разрешения споров как инструмент формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности (опыт России и зарубежных стран). ИЗСП. – М. : Инфра-М, 2018. – 246 с.

10. Медиация в образовании: поликультурный контекст: материалы III Междунар. конф. Красноярск, 27–29 сентября 2021 г. / под общ. ред. О. Г. Смоляниновой. – Электрон. издание. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2022. ISBN 978-5-7638-4638-6.

11. Приказ Минобрнауки России об утверждении программы подготовки медиаторов. Дата подписания: 14.02.2011. Опубл: 23.03.2011. Зарегистр. в Минюсте РФ 1 марта 2011 г. Рег. № 19973. https://www.rg.ru/documents/2011/03/23/mediacia-dok.html.

12. Яфасов, А. Я., Кострикова, Н. А. Предпринимательские точки кипения в университетах – эффективный механизм вовлечения молодежи в технологическое предпринимательство // Известия КГТУ. – 2022. – № 67. – С. 131–150.

13. Яфасов А. Я. Цивилизационная матрица российского предпринимательства // Известия КГТУ. – 2023. – № 69. – С. 123–138. DOI:10.46845/1997-3071-2023-69-123-138.

14. Яфасов, А. Я., Кострикова Н. А., Меркулов А. А. Точки кипения в университетах – новый инструмент развития инновационного потенциала регионов России // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. – 2023. – Т. 25, № 3.– С. 93–107. – DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2023.3.8

15. Bukht, Rumana and Heeks, Richard, Defining, Conceptualising and Measuring the Digital Economy (August 3, 2017). Development Informatics Working Paper no. 68, Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3431732.

16. Кострикова, Н. А., Майтаков, Ф. Г., Яфасов, А. Я. Современные тренды цифровизации экономики и перспективы их использования в морской индустрии на примере рыбохозяйственного комплекса России. Морские интеллектуальные технологии. – № 4 (46). – Т. 4. – 2019. – С. 126–139.

17. Maitakov, F. G., Merkulov, A. A., Petrenko, E. V., Yafasov, A. Ya. A System for Training Innovative Entrepreneurs with the Use of an Aggregator Platform for the Digital Economy. Ecosystems Without Borders Opportunities and Challenges // Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, 2022. Vol. 474. P. 177–196. DOI: 10.1007/978-3-031-05778-6.

18. Yafasov, A., Kibalnikov, S., Merkulov, A. and Gordeeva, E. Additive Technologies for Adaptive Creativity Flexible Express Design in an Exponential Economy. Ecosystems Without Borders Opportunities and Challenges. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, 2022, Volume 474. рр.231-242. ISBN 978-3-031- 05777-9.

19. Ortolani, Р., The impact of blockchain technologies and smart contracts on dispute resolution: arbitration and court litigation at the crossroads, Uniform Law Review, Volume 24, Issue 2, June 2019, Pages 430–448.

20. Eapen, T. T., Finkenstadt, D. J., Folk, J., and Venkataswamy, L. AI And Machine Learning How Generative AI Can Augment Human Creativity. Use it to promote divergent thinking. Harvard Business Review, July-August 2023 г. ISSN 0017-8012.

21. Цифровые двойники: определение, подходы и методы разработки / А. И. Боровков, Ю. А. Рябов // Цифровая трансформация экономики и промышленности: сборник трудов н/п конференции с зарубежным участием. – 2019. – С. 234–245.

22. Maitakov, F. G., Merkulov, A. A., Petrenko, E. V., Yafasov, A. Y. A Universal Model of a Subject area for Situational Centers. Communications in Computer and Information Science. 2019. Т. 947. С. 415-423.

23. Медиация International Commercial Mediation Training Role-Plays: Cases from the ICC International Commercial Mediation Competition. №. E765E. ISBN: 978-92-842-0464-9.

24. Альтернативное разрешение споров: учебник / под ред. Е. А. Борисовой. – М.: Издательский дом «Городец», 2019. – 416 с.

25. Путин, В. В. Выступление на Пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. 16 июня 2023 года. http://www.kremlin.ru/events/president/news/71445

26. Атлас новых профессий 3.0. / под редакцией Варламовой Д., Судакова Д. – М. : Альпина ПРО, 2021. – 472 с. – ISBN 978-5-907274-10-5.

27. Василенко И. А., Короткова Е. В. Искусство международных переговоров. – 6-е изд. – М. : Международные отношения, 2024. – 432 с. ISBN 978-5-7133-1763-8.

28. Гайдаенко-Шер, Н. И., Кострикова, Н. А., Яфасов, А. Я. Первый евразийский конкурс студенческих команд по международной медиации // Известия БГАРФ. – 2014. – Т. 27. – № 1. – С. 46–56.

29. Сорокин, П. С., Попова, Т. А. Качество человеческого капитала – ответ на вызовы социальной политики в условиях деструктурации. The Journal of Social Policy Studies, 2022. – 20 (1). – С. 157–168. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-1-157-168.

30. Кострикова, Н. А., Меркулов, А. А., Яфасов, А. Я. Интеллектуальные технологии в подготовке кадров для морской индустрии. Морские интеллектуальные технологии. – 2017. – № 3-1 (37). – С. 109-117.

31. Томашук, Н. А. Взаимосвязь интеллекта, права и институтов в создании адаптационной среды для инновационного предпринимательства в условиях санкций. Материалы XI БМФ 2023 года. – Калининград. : Изд. БГАРФ 2023, т. 7. – С. 26–34.

32. Россия 2035: к новому качеству национальной экономики. Научный доклад / Под ред. членакорр. РАН А. А. Широва. – М.: Артик Принт, 2024. – 264 с. ISBN 978-5-6051841-1-9. ISSN 2712-9209. DOI: 10.47711/sr1-2024

33. O’Reilly, C. and Binns, A.J.M., "The Three Stages of Disruptive Innovation: Idea Generation, Incubation, and Scaling", California Management Review 61. 2019. no. 3, р. 49–71.

34. Передовые производственные технологии: возможности для России. Экспертно-аналит. доклад: монография / под ред. А. И. Боровкова. – СПб.: Политех-пресс, 2020. – 436 с.

35. Шамликашвили, Ц., Харитонов С. Медиация как область научных исследований. В сб. материалов н/п конференции «Медиация: теория, практика, перспективы развития», 13–14 апреля. – 2017. М. : ФГБУ «ФИМ», 2017. – С. 167–170. ISBN 978-5-9906604-2-7.


Рецензия

Для цитирования:


Яфасов А.Я., Томашук Н.А. Концептуальная модель процесса медиации в цифровых условиях. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(2(68)):82-92. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-2-68-82-92

For citation:


Yafasov A.Ya., Tomashuk N.A. Conceptual model of the mediation process digitally. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(2(68)):82-92. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-2-68-82-92

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)