Педагогические основы формирования ценностных ориентаций обучающихся в условиях транзитивного общества: на примере предметной области ОДНКНР
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-18-21
Аннотация
Рассматривается динамика формирования ценностных ориентаций детей и подростков в условиях транзитивного общества, анализируется специфика их проявления в учебно-воспитательном процессе предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», направленной на формирование гражданской идентичности детей и подростков в меняющемся обществе. Раскрываются основные проблемы воспитания ценностных оснований в условиях кризиса морали, причем они зависят и от активности самого ребенка в процессе социального взаимодействия и от влияния на него социально-негативного контента различных асоциальных групп. Особое внимание уделено феномену этнического эгоизма, социальной депривации личности и психосоциальной изоляции, принятия ею квазиреальности виртуального мира. Рассматривается ряд методологических проблем, определяющих необходимость кардинальных изменений в подготовке учителей, социальных педагогов, социальных работников компетентных в определении и выполнении реально достижимых задач социального воспитания в противодействии влиянию асоциальной субкультуры, в личностном и социальном развитии на основе социально-педагогического и диалогического подхода. Анализируется практика профилактики социальных и криминальных рисков, психолого-педагогического сопровождения и поддержки в кризисных ситуациях на основе субъект-субъектного взаимодействия.
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. ТамарскаяРоссия
Нина Васильевна Тамарская - доктор педагогических наук, профессор,
Москва
А. В. Пищелко
Россия
Александр Валериевич Пищелко - доктор педагогических наук, профессор,
Москва
Е. В. Еремин
Россия
Евгений Владимирович Еремин - кандидат педагогических наук,
Москва
А. А. Хлап
Россия
Анна Александровна Хлап - старший преподаватель,
Москва
Список литературы
1. Федеральный образовательный стандарт общего среднего образования, 2012.
2. Концепция преподавания «Основ духовно-нравственной культуры народов России.», 2021.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 № 568.
4. Михальцова, Л.Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психолого-педагогических исследованиях / Л. Ф. Михальцова // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 5. – С. 30–37.
5. Николаева И.И. Психолого-педагогические аспекты формирования навыков межкультурного взаимодействия студентов в поликультурной образовательной среде. Журнал «Современные проблемы науки и образования», 2017, № 5.
6. Овчинников О.М. Гуманизация субъект-субъектных отношений как основополагающий фактор в педагогической деятельности с несовершеннолетними аддиктами. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2011. – № 1(15). – С. 411–414.
7. Овчинников О.М. Ценностные ориентации подростков с дезадаптивным поведением. Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – № 1. – С. 151–155.
8. Руднева, Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: монография / Е.Л. Руднева; под общ. ред. Б.П. Невзорова. – Кемерово: Изд-во КРИП- КиПРО, 2002. – 302 с.
9. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1990. – 528 с.
10. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Социальное развитие учащейся молодежи, склонной к деструктивному поведению // Молодой ученый. – 2015. – № 10. – С. 1323–1324. Фортова Л.К., Овчинников О.М., Ломакина А.Н. Педагогическая профилактика неадаптивного поведения несовершеннолетних в современном социуме. Учебное пособие / Л. К. Фортова, О. М. Овчинникова, А. Н. Ломакина; Федеральная служба исполн. наказаний, Владимирский юридический ин-т Федеральной службы исполн. наказаний. Владимир, 2011. 147 с.
11. Германова Е.А. Духовно-нравственное развитие учащихся требует педагогического внимания // Воспитание школьников. – 2013. – № 7. – С. 24–27.
12. Данилюк А.Д., Кондаков А.М., Тишкова В.А. Концепция развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Российская академия образования. – М.: Просвещение, 2009. – 16 с.
13. Кошечко А.Н. Теория и практика преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: взгляд тренера-преподавателя. Томск, ТОИПКРО, 2012. – 7 с.
Рецензия
Для цитирования:
Тамарская Н.В., Пищелко А.В., Еремин Е.В., Хлап А.А. Педагогические основы формирования ценностных ориентаций обучающихся в условиях транзитивного общества: на примере предметной области ОДНКНР. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(1(67)):18-21. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-18-21
For citation:
Tamarskaya N.V., Pishchelko A.V., Eremin E.V., Khlap A.A. Pedagogical foundations for the formation of students' value orientations in a transitive society (using the example of the subject area of the ODNKNR). The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(1(67)):18-21. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-1-67-18-21