Студенты из стран постсоветского пространства в российских вузах: как и чему их обучать на занятиях по РКИ
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-2-68-135-140
Аннотация
Выявляются психологические трудности, с которыми сталкиваются студентыбилингвы из постсоветских стран, приехавшие на обучение в российские вузы, анализируется, как эти трудности связаны с пробелами в базе их лингвокультурологических знаний, а также предлагается структура образовательного комплекса, направленного на сглаживание выявленных проблем. Авторы детально описывают проведенный ими эксперимент, анализируют его результаты, а также дают рекомендации по созданию современных учебных материалов для билингвов.
Об авторах
Т. Т. ЧеркашинаРоссия
Татьяна Тихоновна Черкашина - доктор педагогических наук
Н. С. Новикова
Россия
Наталья Степановна Новикова - кандидат филологических наук, доцент
О. А. Свешникова
Россия
Ольга Андреевна Свешникова - кандидат филологических наук, старший преподаватель
Ю. А. Меркулова
Россия
Юлия Артуровна Меркулова - ассистент
Список литературы
1. Агапова, Т. Билингвизм: чудо или реальность. – URL: http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=3772 (дата обращения: 12.02.2024)
2. Антышев, А. Н. О стратификации этносоциумов и взаимодействии их культур и языков // Россия и Запад: диалог культур. – М., 1996. – С. 367–373.
3. Бабина, С. П. Детский билингвизм как педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. – 2007. – Вып. 4 (67). Серия : Гуманитарные науки (Филология). – С. 114–117.
4. Denessen, E., Driessen, G., Smit, F., Sleegers, P. Culture differences in education: implications for parental involment and educational policies // A bridge to the Future. Collaboration between Parents, Schools and Communities. Nijmegen, 2001.
5. Емельянова, Я. Б. Различные подходы к оценке влияния билингвизма на интеллектуальное развитие личности // Вестник Челябинского гос. пед. университета. – 2010. – № 2. – С. 91–102.
6. Grosjean, F., Miller, J. L. Going in and out of languages: An example of bilingual flexibility. Psychological Science, 5, 1994. pp. 201-206. – URL: https://www.jstor.org/stable/40063102?seq=1#page_scan_tab_contents (дата обращения: 10.02.2024)
7. Hakuta, K. Bialystok E., Wiley E. Critical evidence: A test of the critical-period hypothesis for secondlanguage acquisition. Psychological Science, 14, 31-38. Vol. 14, № 1 (Jan., 2003), pp. 31-38 https://www.jstor.org/stable/40063748 (дата обращения: 10.02.2024)
8. Кудрявцева, Е. Л., Чибисова, М. Ю., Мартинкова, А. А., Кулькова, Р. А. В лабиринтах многоязычия, или образование успешного ребенка. – М. : Линка-Пресс, 2018. – 238 с.
9. Marian, V., Blumenfeld, H., Kaushanskaya, M. The Language Experience and Proficiency Questionnaire (LEAP-Q): Assessing language profiles in bilinguals and multilinguals. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 50, 4, 2007. Pp.. 940-967. – URL: https://www.scholars.northwestern.edu/en/publications/the-languageexperience-and-proficiency-questionnaire-leap-q-asse (дата обращения: 06.02.2024)
10. Мадден, E. Наши трехъязычные дети. – СПб: Златоуст, 2008. – 308 с.
11. Билингвальное обучение: опыт, проблемы, перспективы / под ред. Р.С. Бауэра и др. Саратовский госуниверситет им. Н. Г. Чернышевского. – Саратов : СГУ, 2004. – 232 с.
12. 100 лет билингвизму. Век нынешний. – URL: http://bilingual-online.net|index.php?option=com_content&view=category&id=4&Itemid=37&lang=de (дата обращения: 15.01.2024)
13. Journal Bilingualism: Language and Cognition – URL: https://www.cambridge.org/core/journals/bilingualism-language-and-cognition (дата обращения: 15.01.2024)
14. International Journal of Bilingualism – URL: https://journals.sagepub.com/home/ijb (дата обращения: 15.01.2024) 15. Шевалье, Д. Русский язык для студентов-билингвов // Русский язык за рубежом. – № 1. – 2009. – С. 48–51.
15. Novikova, N., Cherkashina, T., Karapetyan, N. Education within the Framework of Prefigurative Culture: New Risks and New Challenges. 11th International Conference on Education and New Learning Technologies (EDULEARN19), 2019. Pp. 3168-3174.
16. Будильцева, М. Б., Новикова, Н. С., Саенко, Т. И. Интерференция и формирование коммуникативной компетенции // Русская словесность, № 1. – М.: Школьная пресса, 2013. – С. 62–67.
17. Словарь социолингвистических терминов. – URL: https://sociolinguistics.academic.ru/49/Билингв (дата обращения: 11.03.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Черкашина Т.Т., Новикова Н.С., Свешникова О.А., Меркулова Ю.А. Студенты из стран постсоветского пространства в российских вузах: как и чему их обучать на занятиях по РКИ. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(2(68)):135-140. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-2-68-135-140
For citation:
Cherkashina T.T., Novikova N.S., Sveshnikova O.A., Merculova Yu.A. Students from the Post-Soviet Countries at Russian Universities: How and What to Teach Them During Russian as a Foreign Language Classes. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(2(68)):135-140. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-2-68-135-140