Воспитание детей с расстройством аутистического спектра: роль родительских сообществ в психолого-педагогическом сопровождении
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-2-68-211-216
Аннотация
Актуальность проблемы, обусловлена стремительным увеличением в последние годы количества детей с расстройствами аутистического спектра. Анализируются современные подходы к изучению и оказанию медицинской, социально-психологической и педагогической помощи названной категории детей. Обосновывается необходимость комплексного подхода к сопровождению семей, в которых воспитываются дети с расстройством аутистического спектра. Акцентируется внимание на развитии родительских сообществ как одной из эффективных форм поддержки семей с детьми с особенностями развития. Представлен опыт передовых практик родительских сообществ в г. Москве, где вопросы инклюзивного образования, профессионального самоопределения детей с расстройствами аутистического спектра имеют положительные результаты.
Об авторах
Н. В. ЛебедеваРоссия
Наталья Васильевна Лебедева - доктор педагогических наук, профессор,
Москва
С. Ю. Танцюра
Россия
Снежана Юрьевна Танцюра - кандидат педагогических наук,
Москва
Б. М. Басангова
Россия
Булгана Мазановна Басангова - кандидат педагогических наук,
Москва
Список литературы
1. Алешина, Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Психология семьи: хрестоматия / ред. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2007. – С. 92–110.
2. Божкова, Е. Д., Баландина О. В., Коновалов А. А. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы (обзор) // Современные технологии в медицине. – 2020. Т. 12. – № 12. – С. 111–120.
3. Горина, Е. Н., Гринина, Е. С., Рудзинская, Т. Ф. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – № 5. – С. 38.
4. Лебедева, Н. В., Войтас С. А. Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Университета Правительства Москвы. – 2021. – № 2. – С. 15–21.
5. Лебедева, Н. В. Факторы успешности профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Лебедева, Т. Д. Шапошникова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2022. – № 2 (60). – С. 176–182.
6. Хаустов, А. В., Шумских, М. А. Тенденции включения детей с РАС в систему общего образования: результаты Всероссийского мониторинга // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – Т. 21. № 3. – C. 5–17
7. Хотылева, Т. Ю. Иллюзии инклюзии: типичные ошибки родителей детей с РАС Из опыта инклюзивной школы / Т. Ю. Хотылева, С. А. Розенблюм // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – Т. 15, № 3. – С. 48–53.
8. Эдеймилер, Э. Г., Юстицкис, В. П. Психология и психотерапия семьи. – Изд. 2-е. – СПб., 1999. – 656 с.
9. Работа психолога с семьями, имеющими детей с расстройствами аутистического спектра: учебнометодическое пособие / Уральский государственный педагогический университет; авторы-составители О. Г. Нугаева, Г. К. Труфанова, Е. О. Асмус. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2022. – 116 с.
10. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders(DSM-5). American Psychiatric Pub. – 2013.
11. Sixty-seventh World Health Assembly. Comprehensive and coordinated efforts for the management of autism spectrum disorders. Geneva. – 2014.
Рецензия
Для цитирования:
Лебедева Н.В., Танцюра С.Ю., Басангова Б.М. Воспитание детей с расстройством аутистического спектра: роль родительских сообществ в психолого-педагогическом сопровождении. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(2(68)):211-216. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-2-68-211-216
For citation:
Filatova O.N., Bulaeva M.N., Grinina M.V. Application of pedagogical technologies in teaching robotics in professional educational organizations. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2024;(2(68)):211-216. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-2-68-211-216


