Воспитание детей с расстройством аутистического спектра: роль родительских сообществ в психолого-педагогическом сопровождении
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-2-68-211-216
Аннотация
Актуальность проблемы, обусловлена стремительным увеличением в последние годы количества детей с расстройствами аутистического спектра. Анализируются современные подходы к изучению и оказанию медицинской, социально-психологической и педагогической помощи названной категории детей. Обосновывается необходимость комплексного подхода к сопровождению семей, в которых воспитываются дети с расстройством аутистического спектра. Акцентируется внимание на развитии родительских сообществ как одной из эффективных форм поддержки семей с детьми с особенностями развития. Представлен опыт передовых практик родительских сообществ в г. Москве, где вопросы инклюзивного образования, профессионального самоопределения детей с расстройствами аутистического спектра имеют положительные результаты.
Об авторах
Н. В. ЛебедеваРоссия
Наталья Васильевна Лебедева - доктор педагогических наук, профессор,
Москва
С. Ю. Танцюра
Россия
Снежана Юрьевна Танцюра - кандидат педагогических наук,
Москва
Б. М. Басангова
Россия
Булгана Мазановна Басангова - кандидат педагогических наук,
Москва
Список литературы
1. Алешина, Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Психология семьи: хрестоматия / ред. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2007. – С. 92–110.
2. Божкова, Е. Д., Баландина О. В., Коновалов А. А. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы (обзор) // Современные технологии в медицине. – 2020. Т. 12. – № 12. – С. 111–120.
3. Горина, Е. Н., Гринина, Е. С., Рудзинская, Т. Ф. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – № 5. – С. 38.
4. Лебедева, Н. В., Войтас С. А. Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Университета Правительства Москвы. – 2021. – № 2. – С. 15–21.
5. Лебедева, Н. В. Факторы успешности профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Лебедева, Т. Д. Шапошникова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2022. – № 2 (60). – С. 176–182.
6. Хаустов, А. В., Шумских, М. А. Тенденции включения детей с РАС в систему общего образования: результаты Всероссийского мониторинга // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – Т. 21. № 3. – C. 5–17
7. Хотылева, Т. Ю. Иллюзии инклюзии: типичные ошибки родителей детей с РАС Из опыта инклюзивной школы / Т. Ю. Хотылева, С. А. Розенблюм // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – Т. 15, № 3. – С. 48–53.
8. Эдеймилер, Э. Г., Юстицкис, В. П. Психология и психотерапия семьи. – Изд. 2-е. – СПб., 1999. – 656 с.
9. Работа психолога с семьями, имеющими детей с расстройствами аутистического спектра: учебнометодическое пособие / Уральский государственный педагогический университет; авторы-составители О. Г. Нугаева, Г. К. Труфанова, Е. О. Асмус. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2022. – 116 с.
10. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders(DSM-5). American Psychiatric Pub. – 2013.
11. Sixty-seventh World Health Assembly. Comprehensive and coordinated efforts for the management of autism spectrum disorders. Geneva. – 2014.
Рецензия
Для цитирования:
Лебедева Н.В., Танцюра С.Ю., Басангова Б.М. Воспитание детей с расстройством аутистического спектра: роль родительских сообществ в психолого-педагогическом сопровождении. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(2(68)):211-216. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-2-68-211-216
For citation:
Filatova O.N., Bulaeva M.N., Grinina M.V. Application of pedagogical technologies in teaching robotics in professional educational organizations. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(2(68)):211-216. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-2-68-211-216