Влияние факторов здоровьесбережения на двигательную подготовленность студентов
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-3-69-187-197
Аннотация
Актуальной проблемой является укрепление здоровья студентов средствами физического воспитания. Решение этой проблемы невозможно без знания закономерностей развития общей физической подготовленности современных студентов. Важность такой информации подчёркивается необходимостью укрепления здоровья подрастающего поколения, что напрямую связано с эффективной трудовой деятельностью в различных областях производства и службой в Вооружённых силах Российской Федерации. Цель работы – исследовать факторы здоровьесбережения, оказывающие влияние на динамику двигательной подготовленности студентов неспортивных вузов. Результаты проведённых исследований убедительно свидетельствуют о значительном ухудшении показателей общей физической подготовленности современных студентов по сравнению со сверстниками 11-летней давности. Особую тревогу вызывает снижение показателей такого важного качества, как выносливость, характеризующего развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма студентов. Получены новые данные о том, что юноши и, в меньшей степени, девушки 2020/2021 учебного года уступают обучающимся 2009/2010 учебного года в уровне развития основных физических качеств. При этом темпы их совершенствования у студентов разных лет обучения примерно одинаковые как у юношей, так и девушек. Установлено, что пандемия коронавирусной инфекции не оказала отрицательного влияния на уровень развития показателей общей физической подготовленности обучающихся 2020/2021 учебного года.
Ключевые слова
Об авторах
С. А. БаранцевРоссия
Сергей Анатольевич Баранцев - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической культуры;
главный научный сотрудник,
г. Москва
В. П. Чичерин
Россия
Вадим Петрович Чичерин - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой,
г. Москва
И. А. Кабанова
Россия
Ирина Александровна Кабанова - кандидат педагогических наук, доцент,
г. Москва
В. А. Серёгина
Россия
Вера Александровна Серёгина - старший преподаватель,
г. Москва
Список литературы
1. Ушакова, Я. В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2007. – № 4. – С. 197-202. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11748334
2. Tolgfors, B., Ohman, M. The implication of assessment for leaning in physical education and health // European Physical Education Review. – 2016. – № 22 (2). – P. 150–166. – URL: https://doi.org/10.177/1356336X15595006
3. Moy, B., Renshaw, I., Davids, K. The impact of nonlinear pedagogy on physical education teacher education students’ intrinsic motivation // Physical Education and Sport Pedagogy. – 2016. – № 21 (5). – Р. 517–538. – URL: https://doi.org/10.1080/17408989.2015. 1072506
4. Yang, C. B., Dong, M. K. A Study of the correlation between teachers’ teaching styles and students’ participation motivation in the physical education // Journal of Baltic Science Education. – 2017. – № 16 (2). – Р. 199–206.
5. Olafsdottir, A. S., Torfadottir, J. E., Arngrimsson, S. A. Health Behavior and Metabolic Risk Factors Associated with Normal Weight Obesity in Adolescents // PLoS ONE. – 2016. – № 11 (8). – Р. 34–40. – URL: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0161451
6. Hortigüela-Alcalá, D., Pérez-Pueyo, Á., Moncada-Jiménez, J. An analysis of the responsibility of physical education students depending on the teaching methodology received // Journal of Physical Education and Sport. – 2015. – № 15 (2). – Р. 202–207. DOI: 10.7752/jpes.2015.02031
7. Абдуллина, Л. Б. Формирование здорового образа жизни студентов в условиях современного вуза: практико-ориентированный аспект // Здоровьесберегающее образование. – 2014. – № 2. – С. 78–82. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23407090
8. Pop, C. L. Body mass index and body image anxiety in a sample of undergraduate students // Physical Education of Students. – 2018. – № 22 (2). – Р. 77–82. – URL: https://doi.org/10.15561/20755279.2018.0204
9. Demirci, N., Toptaş, D. P. The determination of physical activity, nutrition and self-sufficiency levels of sedanter individuals of fitness club member // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. – 2018. – 22 (5). – Р. 237–245. – URL: https://doi.org/10.15561/18189172.2018.0503
10. Мищенко, И. В., Шаренкова, Л. А., Горяная, Н. А., Аношина, Т. В. Оценка и сравнительный анализ факторов, влияющих на индивидуальное здоровье, по мнению русских и иностранных студентов // Перспективы науки. – 2022. – № 4(151). – С. 150-153. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49162484
11. Колокольцев, М. М., Ермаков, С. С., Третьякова, Н. В., Крайник, В. Л., Романова, Е. В. Физическая активность как фактор повышения качества жизни студентов // Образование и наука. – 2020. – 22(5). – С. 150- 168. – URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-150-168
12. Крисванто, Э., Сунарди, Д., Сари, И., Сухарйана, Ф. Влияние физической активности и уровня гемоглобина на функционирование кардиореспираторной системы // Человек. Спорт. Медицина. – 2021. – 21(4). – С. 49–56. – URL: https://doi.org/10.14529/hsm210406
13. Авдеева, М. Динамика физического развития, функционального состояния, скоростно-силовых и силовых качеств студенток в течение первого года обучения // Человек. Спорт. Медицина. – 2021. – 21(4). – С. 107–114. – URL: https://doi.org/10.14529/hsm210413
14. Yagotin, R. S., Degtyarenko, T. V., Bosenko, A. I., Plisko, V. I., Dolinsky, B. T. Criterion score of the physical and psychophysiological condition of students in the context of determining their individual adaptability to physical loads // Physical Education of Student. – 2019. – 23(1). – Р. 51–57. – URL: https://sportedu.org.ua/index.php/PES/article/view/760
15. Борисова, О. А., Бойко, А. И., Колдашова, А. А. Готовность студентов-первокурсников Московского государственного областного университета к выполнению контрольных тестов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 2 (180). – С. 50–54. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42541513
16. Койпышева, Е. А., Рыбина, Л. Д., Лебединский, В. Ю. Физическое развитие и физическая подготовленность дошкольниц, школьниц и студенток Иркутска // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 4. – С. 41–43. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25870803
17. Королев, В. Г., Бардушкин, В. В. Физическая подготовленность студентов-юношей младших курсов и ее динамика в процессе обучения в техническом университете // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 1. – С. 58–62. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15564081
18. Блинков, С. Н. О готовности студентов к выполнению требований всероссийского физкультурноспортивного комплекса ГТО // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 4. – С. 102–104. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29117876
19. Воронков, А. В., Никулин, И. Н., Посохов, А. В., Коренева, М. С. Эффективность выполнения обязательных испытаний комплекса ГТО студентами вуза // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 6. – С. 15–17. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29433956&
20. Звягинцев, М. В., Карпова, Т. В., Зауэр, Н. Г. Анализ физической подготовленности студентов 1 курса Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 1 (179). – С. 143–148. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42424803
21. Anikieiev, D. M. Criteria of effectiveness of students’ physical education system in higher educational establishments // Physical education of student. – 2015. – № 19(5). – Р. 3–8. – URL: http://dx.doi.org/10.15561/20755279.2015.0501
22. Блинков, С. Н. Динамика физической подготовленности студентов 1-3 курсов Самарской ГСХА с мая по сентябрь 2015 года // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2016. – № 4 (134). – С. 33–37. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25952498
23. Любарская, Э. В. Анализ физического развития у студентов в рамках выполнения ВФСК ГТО на примере ВСГУТУ // Вестник спортивной науки. – 2021. – № 1. – С. 61–66. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45766013
24. Voronkov, A. V., Nikulin, I. N., Kolesnikov, A. A., Nikulina, D. E. Academic physical fitness rating by GTOcomplex tests. Theory and practice of physical culture. – 2019. – № 5. – С. 11. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40814313
25. Белых, С. И. Физическая культура в учебных заведениях Украины: проблемы и решения // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 9. – С. 25–27. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26331833&
26. Каташинская, Л., Губанова, Л., Ермакова, Е., Кадысева, А., Цаликова, И. Динамика психофизиологических характеристик и физической подготовленности студентов физкультурного факультета педагогического вуза // Человек. Спорт. Медицина. – 2019. – 19(4). – С. 29–36. – URL: https://doi.org/10.14529/hsm190404
27. Блинков, С. Н., Башмак, А. Ф., Мезенцева, В. А., Бородачёва, С. Е., Бочкарёва, О. П. Сравнительный анализ показателей физического развития, физической подготовленности и хронической заболеваемости обучающихся 18 лет аграрного вуза в гендерном аспекте // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 10 (176). – С. 31–36. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41318635
28. Королёв, В. Г., Бардушкин, В. В. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» и физическая подготовленность студентов МИЭТ // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2016. – №1 (9). – С. 76–82. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25640277&
29. Лысова, И. А., Нечушкин, Ю. В. Диагностика физической подготовленности студентов вузов гуманитарного и технического профиля // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 3. – С. 270–275. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18851894
30. Семенов, Л. А., Миронова, С. П. Паспорт физической подготовленности студента» как средство обратной связи в процессе управления физическим воспитанием в вузе // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 5. – С. 46–48. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14346906
31. Ахматгатин, А. А., Вайнер-Кротов, А. В., Яловенко, О. В., Вишнякова, Г. В. Динамика физической подготовленности студентов первого курса технического вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. – С. 28. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36344824
32. Баранцев, С. А. Планирование содержания учебных занятий дисциплины «Физическая культура»: учебно-методическое пособие. М. : Издательский дом ФГБОУВПО «ГУУ», 2015. – 112 с.
33. Логинов, С. И. Триада факторов риска здоровья студентов в эпоху цифровизации образования и пандемии Ковид-19 / С. И. Логинов, А. Ю. Николаев, А. С. Снигирев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2021. – № 1. – С. 67–69. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44736579
34. Баранцев, С. А. Индикаторы эффективности физического воспитания студентов : учебное пособие. – М. : Советский спорт. – 2020. 161 с. – URL: https://ur.3lib.net/book/5564557/53250c
Рецензия
Для цитирования:
Баранцев С.А., Чичерин В.П., Кабанова И.А., Серёгина В.А. Влияние факторов здоровьесбережения на двигательную подготовленность студентов. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(3(69)):187-197. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-3-69-187-197
For citation:
Barantsev S.A., Chicherin V.P., Kabanova I.A., Seregina V.A. Health preservation factors influence on students' motion readiness. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(3(69)):187-197. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-3-69-187-197