The use of discussion in the development of emotional intelligence of students
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-3-69-272-279
Abstract
A brief excursion into the history of the study of the problem of emotional intelligence (hereinafter – EI) by domestic and foreign researchers is carried out; the essence of EI is clarified, its content and components are disclosed; the application of discussion in the development of EI in adult learners is described. The necessity of relaying the practice of using active teaching methods to optimize the educational process at all levels of education is substantiated. The principles, parameters, and criteria of effective discussion in additional professional education are described.
About the Authors
O. Y. ShitakovaRussian Federation
Postgraduate student,
160 Dobrolyubova str., Novosibirsk
A. Y. Guskov
Russian Federation
Postgraduate student,
160 Dobrolyubova str., Novosibirsk
References
1. Александрова, Н. П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н. П. Александрова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – С. 71.
2. Асмаковец, Е. С. Психотехники развития эмоциональной гибкости // Практикум по психологии состояний: учебное пособие / под ред. А. О. Прохорова. – СПб.: Речь, 2004. – С. 434–450;
3. Вачков, И. В. Основы технологии тренинга. – М.: Ось-89, 1999. – 176 с.
4. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. – М.: ИД Вильямс, 2007. – 512 с.
5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. – М.: ВКТ, 2009. – 478 с.
6. Давыдова, Ю. В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2011. – С. 11.
7. Дмитриева, Е. А., Тиняков, О. А., Бурдастых, Е. Н. Применение интерактивных методов в образовательном процессе // Уч. зап.: электрон. науч. журн. Курск. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки, 2014. – № 1(29). – URL: http://www.scientifc-notes.ru/pdf/034-029.pdf
8. Дьячкова, Е. Н. Формы реализации и построение речевого конфликта: спорт, дискуссия, полемика / Е. Н. Дьячкова, Н. Р. Швец // Проблемы высшего образования. – Хабаровск: ТГУ, 2011. – № 1. – С. 82–83.
9. Ивин, А. А. Риторика: искусство убеждать / А. А. Ивин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – С. 22.
10. Киселева, Т. С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дис. … канд. психол. наук. – М., 2015. – С. 7.
11. Комлик, Л. Ю., Меренкова, В. С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детскородительских отношений // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2017. – Т. 23. – № 3. – С. 37–40.
12. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности / С. Н. Титова, Я. В. Брычкова, Т. А. Гармс, Е. В. Миронова, Л. Н. Гневашева и др. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
13. Кузьмина, Н. В. Дискуссия как форма и метод проблемного урока / Н. В. Кузьмина: сб. материалов VI Междунар. Научно-практ. конф. – Чебоксары, 2016. – С. 82–84.
14. Ларина, А. Т. Эмоциональный интеллект // АНИ: педагогика и психология, 2016. – №3(16). – С. 275–278.
15. Ларина, А. Т. Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов // МНИЖ, 2016. – № 10(52). – С. 121–124.
16. Литвиненко, В. А., Обухова, Ю. В. Современные исследования эмоционального интеллекта в отечественной психологии // Северо-Кавказский психологический вестник, 2020. – № 2. – С. 28–40.
17. Мещерякова, И. Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Курск, 2011. – С. 10.
18. Наймушина, Л. М. Обзор психолого-педагогической работы по внедрению социально-эмоционального обучения // Педагогика вчера, сегодня, завтра, 2019. – Т. 2. – № 3. – С. 41.
19. Наймушина, Л. М. Программа развития эмоционального интеллекта обучающихся в процессе их профессиональной подготовки // Педагогика: история, перспективы, 2020. – Т. 3. – № 5. – C. 66–72.
20. Опросник эмоционального состояния Д. В. Люсина. – URL: https://akwatoria.ru/oprosnik/ emotsionalnogo/intellekta/d-lyusina
21. Осипова, А. А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 509 с.
22. Панкратова, А. А. Эмоциональный интеллект: смешанные модели способностей и методики диагностики // Вопросы психологии. – 2020. – № 1. – С. 154–164.
23. Пархимович, З. В., Савенкова, Т. Д. Методики развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка средствами игровой и художественной деятельности // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология, 2018. – № 2. – С. 107–120.
24. Рыбакова, Н. А. Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки // Психология и Психотехника, 2015. – № 2. – C. 150–158.
25. Савенков, А. И. Интеллект, ведущий к профессиональному успеху, как фактор развития профессиональной одаренности будущего специалиста / А. И. Савенков, Л. М. Нарикбаева // Одаренный ребенок, 2007. – № 6. – С. 22–36.
26. Сергиенко, Е. А., Хлевная, Е. А., Ветрова, И. И., Киселёва, Т. С. Факторная и структурная валидность методики ТЭИ (тест эмоционального интеллекта) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2017. – Т. 23. – № 3. – С. 33–36.
27. Сергиенко, Е. А., Хлевная, Е. А., Ветрова, И. И., Никитина, А. А. Тест эмоционального интеллекта – русскоязычная методика // Социальная психология и общество, 2019. – Т. 10. – № 3. – С. 177–192.
28. Шитакова, О. Ю. Тьюторское сопровождение как педагогический феномен в гражданских и военных институтах / О. Ю. Шитакова, Т. Г. Мухина // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2024. – № 2. – С. 150–162.
29. Шитакова, О. Ю. Формирование дискуссионных навыков у студентов вузов / О. Ю. Шитакова, А. Ю. Гуськов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. – 2024. – № 2. – С. 285–291.
30. Шлыкова, Н. И., Полянина, О. И. Эмоциональный интеллект и удовлетворённость браком: различия, взаимосвязь и особенности структуры данных показателей у мужчин и женщин // Психология и Психотехника. – 2016. – № 5. – С. 415–419.
31. Barchard, K. A. Does emotional intelligence assist in the prediction of academic success? // Educational and Psychological Measurement. – 2003. – Vol. 63, Issue 5. – P. 840–858. – DOI: 10.1177/0013164403251333
32. Kornilova, T. V., Chumakova, M. A., Krasavtseva, Yu. V. Emotional intelligence, patterns for coping with decisional conflict, and academic achievement in cross-cultural perspective (evidence from selectiverussian and Azerbaijani student populations) // Psychology inrussia: State of the Art. – 2018. – Vol. 11, Issue 2. – P. 114–133. – DOI: 10.11621/pir.2018.0209.
33. Mayer, J. D., Salovey, P. Emotional Intelligence. – N. Y.: [S. n.], 2005. 34. Naeem, N., van der Vleuten, C., Muijtjens, A. M. M., Violato, C., Ali S. M., Al-Faris, E. A., Hoogenboom, R., Naeem, N. Correlates of emotional intelligence: Results from a multi-institutional study among undergraduate medical students // Medical Teacher. – 2014. – Vol. 36, Issue sup1. – P. S30–S35.
Review
For citations:
Shitakova O.Y., Guskov A.Y. The use of discussion in the development of emotional intelligence of students. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(3(69)):272-279. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-3-69-272-279