Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Методологическая культура специалистов как показатель качества их исследований

https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-7-13

Аннотация

Обоснована необходимость методологической подготовки специалистов, осуществляющих исследования, а также формирования и развития у них методологической культуры. Уточнены содержание и компоненты методологической культуры исследователей в понимании ими объективного характера множественности исследовательских подходов, в способности сочетать эти подходы для раскрытия различных аспектов многомерной педагогической действительности.

Об авторах

Ю. А. Гуськов
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

доктор технических наук, доцент,

Новосибирск



Т. В. Сидорина
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор,

Новосибирск



О. Ю. Шитакова
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

аспирант,

Новосибирск



А. Ю. Гуськов
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

аспирант,

Новосибирск



Список литературы

1. Амбарова, П. А. Профессиональная культура офицеров российской армии в условиях трансформации российского общества. Автореф. дис. … канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2002. – С. 12.

2. Баранов, Г. В. Гуманитарная культура – фактор инновационной экономики // Экономический рост и конкурентоспособность России: тенденции, проблемы и стратегические приоритеты: сборник научных статей: в 2-х т. – Москва, 2013. – Т. 2. – C. 209.

3. Бережнова, Е. В. Проявление методологической культуры педагога в сравнительном анализе основных понятий по теме исследования // Ценности и смыслы. 2020. – № 4. – С. 50–59.

4. Большой толковый словарь по культурологии // Статьи на букву «К» (часть 5, «КУЛ»). – URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/fc/slovar-202-5.htm

5. Быстрова, А. Н. Мир культуры. Основы культурологии. – Москва: Изд-во Ф. Конюхова, 2002. – С. 63.

6. Гуськов, Ю. А., Вульферт, В. Я., Сидорина, Т. В. Современные проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов аграрного профиля // Актуальные проблемы образовательной деятельности высшей школы: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием. – 2018. – С. 6–8.

7. Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы. – Санкт-Петербург: Изд-во РХГИ, 2001. – 512 с.

8. Дырин, С. П. Российская модель управления персоналом в условиях предприятия. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 244 с.

9. Евелькин, Г. М. Культура как элемент профессиональной готовности личности // Личность. Культура. Общество. – 2004. – Вып. 4(24). – С. 260.

10. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование. – 2005. – № 11. – С. 17.

11. Каверин, Б. И. Культурология: учебное пособие / под ред. В. В. Дибижева. – Москва: Юриспруденция, 2001. – С. 206.

12. Краевский, В. В. Качество педагогики и методологическая культура педагога // Магистр: независимый научно-педагогический журнал. – 1991. – № 1. – С. 5.

13. Лагутин, А. Г., Руфф, Г. В., Сидорина, Т. В. Повышение профессионального мастерства преподавателей на основе формирования способности курсантов к самоуправлению // Философия образования. – 2018. – № 4 (77). – С. 175–181.

14. Лихачев, Д. С. Декларация прав культуры // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2006. – Т. 8. – С. 293–297.

15. Каган, М. С. Философия культуры. – Санкт-Петербург, 1996. – С. 48. 16. Кравченко, А. И. Культурология. – Москва, 2001.

16. Модель, И. М. Профессиональная культура муниципального депутата: Теоретико-символический анализ. – Екатеринбург, 1993. 18. Никонова, З. В. Основные принципы и условия подготовки методологически компетентных кадров высшей квалификации в вузе // Aspectus. – 2013. – № 1. – С. 52–57.

17. Новиков, А. М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. – Москва: Эгвес, 2005. – 176 с.

18. Онищенко, Э. В. Формирование историко-педагогической культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза: автореф. ... д-ра пед. наук – Киров: ВятГГУ, 2002. – 32 с.

19. Северин, С. Н. О фундаментальности и непрерывности научно-методологического образования в эпоху методологического плюрализма // Непрерывное образование: XXI век. – 2014. – Вып. 3(7). – С. 1–12.

20. Сидорина, Т. В. Теоретические основы разработки концепции экспертирования образовательных систем //Философия образования, 2011. – Т. 39. – № 6. – С. 63–68. 23. Сластенин, В. А. Стратегия модернизации высшего образования // Сибирский педагогический журнал. – 2005. – № 1. – С. 3–13.

21. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – Москва: Академия, 2002. – 576 с.

22. Соловцова, И. А. Методологическая культура исследователя в гуманитарной педагогической парадигме // Известия ВГПУ, 2009. – № 6. – С. 11–15.

23. Скворцов, В. Н. К вопросу об определении понятия «духовная культура» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, 2009. – № 1(3). – С. 48–55.

24. Спивак, В. А. Корпоративная культура. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – С. 31.

25. Фалеева, Л. В. Организационная культура студента: характеристика и структура // Казанская наука. – 2014. – № 2. – С. 218–220.

26. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современные русского языка. – Москва: Аделант, 2014. – С. 194.

27. Шварц, Е. Ю. Этимология, семантика и современное определения слова «культура» // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2014. – Т. 4. – С. 453.

28. Шитакова, О. Ю., Гуськов, А. Ю. Формирование дискуссионных навыков у студентов вузов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2024. – № 2(68). – С. 285–290.

29. Шитакова, О. Ю., Гуськов, А. Ю., Ерошкин, Е. А., Сидорина, Т. В. Психологическая готовность специалиста к деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование в современном мире. – 2023. – Т. 13. – № 4. – С. 680–689.

30. Byram, M. Teaching and assessing intercultural communicative competence / M. Byram. – Clevedon: Multilingual Matters LTD, 2007. – 121 p.

31. Hirsch, E. D. Cultural Literacy: What Every American Needs to Know. – New York: Vintage, 1988. – 272 p.

32. Kroeber, A. L. and Kluckhohn, C. Culture: a Critical Review of Concepts and Difinitions // Papers peabody Mus., 1952, 47, N 1 Kroeber A.L. and Kluckhohn C. Culture: a Critical Review of Concepts and Difinitions // Papers peabody Mus. – 1962. – 47. – № 1. – Р. 181.

33. Risager, K. Language and Culture Pedagogy: From a National to a Transnational Paradigm (Languages for Intercultural Communication and Education). – Clevedon: Multilingual Matters, 2007. – 288 p.


Рецензия

Для цитирования:


Гуськов Ю.А., Сидорина Т.В., Шитакова О.Ю., Гуськов А.Ю. Методологическая культура специалистов как показатель качества их исследований. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(4(70)):7-13. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-7-13

For citation:


Guskov Yu.A., Sidorina T.V., Shitakova O.Yu., Guskov A.Yu. Methodological culture of specialists as an indicator of the quality of their research. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(4(70)):7-13. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-7-13

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)