УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Обоснована необходимость методологической подготовки специалистов, осуществляющих исследования, а также формирования и развития у них методологической культуры. Уточнены содержание и компоненты методологической культуры исследователей в понимании ими объективного характера множественности исследовательских подходов, в способности сочетать эти подходы для раскрытия различных аспектов многомерной педагогической действительности.
Для принятия управленческих решений, затрагивающих интересы участников образовательных отношений, и совершенствования образовательного процесса, в соответствии с образовательным законодательством, необходимо учитывать мнения стейкхолдеров. Приводятся результаты опроса родителей учащихся сельских школ, касающегося социального партнерства в образовании. Учет мнения участников образовательных отношений является значимой проблемой как для учредителей, так и руководителей образовательных организаций. Привлечение участников образовательных отношений к работе общественных органов и учет их мнения является одной из управленческих проблем, решение которой обеспечит информационную открытость, демократизацию образовательного процесса.
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Отмечается важность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей в условиях деятельности детских общественных объединений. Дается определение понятия «детское общественное объединение», характеризуется его воспитательный потенциал. Детские общественные объединения способствуют формированию традиционных российских ценностей, если реализуются соответствующие механизмы, поэтому поставлена цель – определить и кратко охарактеризовать комплекс механизмов повышения воспитательного потенциала детской общественной организации. На основе анализа различных источников предлагается определение понятия «механизм», рассматриваются различные основания классификации механизмов организации деятельности детских общественных объединений (по масштабу реализации, по сроку действия, по количеству субъектов воздействия). Особое внимание уделяется педагогическим механизмам, которые обеспечивают развитие детей, их отношений с окружающим миром, а также повышают активность и социально-значимую направленность деятельности детского объединения. Выделяются общие (которые используются в деятельности всех организаций) и частные (вариативные) механизмы деятельности объединений. Дается краткая характеристика педагогических механизмов, частным проявлением которых являются педагогические средства (субъектно-ориентированная технология, детско-взрослые объединения, проектная и волонтерская деятельность, цифровые технологии и др.). Подчеркивается актуальность взаимодействия детских общественных объединений с семьей.
Рассматривается проблема формирования общих и надпрофессиональных компетенций студентов в системе профессионального образования. Формирование профессиональных и надпрофессиональных компетенций у магистрантов педагогических вузов должно осуществляться, учитывая запрос конкретного обучающегося, а также ликвидируя образовательный дефицит в определенной области. Система профессионального образования должна корректировать программы, включая как классические, так и инновационные технологии подготовки будущих педагогических кадров.
В ходе проведённых на протяжении более чем тридцати лет исследований удалось выявить универсальные иерархичные историко-технологические закономерности и раскрыть потенциал Балтийского янтаря как ресурса формирования Янтарного научно-образовательного туристического кластера (ЯНОТК) Калининградской области. Его создание актуально, в том числе потому, что вернувшиеся участники специальной военной операции (СВО) должны будут не только восстановить здоровье, но и получить качественное востребованное современной экономикой образование, устроиться на работу в качестве высококвалифицированных сотрудников уже за пределами оборонно-промышленного комплекса страны.
Рассматриваются основные направления государственной пограничной политики, реализуемой в Калининградской области в современных геополитических условиях, обусловленных проведением специальной военной операции. Проанализированы вопросы координации и взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, региональной властью и органами местного самоуправления и предложены отдельные рекомендации по их совершенствованию, что позволит более эффективно защищать государственную границу и реализовывать государственную политику в этой сфере.
Одной из ключевых проблем в государственном управлении является недостаток квалифицированных специалистов. Формирование кадрового состава зависит от кадровой политики и специфики работы конкретного государственного органа. Повышение качества государственной гражданской службы является важнейшей задачей, стоящей перед государством, и включает в себя совершенствование системы подбора и подготовки кадров на федеральном и региональном уровнях.
Представлены результаты исследования показателей персональной компетентности во времени и академической мотивации студентов-юристов, участвующих в ежегодном образовательном интенсиве международной летней школы «Профессиональные навыки юриста: путь к успеху», проводимой для российских и иностранных студентов на базе Балтийского федерального университета им. И. Канта. Образовательный интенсив международной летней школы включает в себя узконаправленные профильные программы, позволяющие студентам-юристам в короткий срок овладеть специфическими профессиональными навыками. Анализ данных эмпирического исследования, проведенного до и после реализации образовательного интенсива, показал, что содержательное наполнение учебных занятий и организационно-методические основы проведения летней школы способствуют не только формированию профессиональных и коммуникативных навыков, но и позитивным сдвигам в развитии у студентов-юристов компетентность во времени (способностей к тайм-менеджменту) и развитии гармоничного типа мотивации к образовательной деятельности, а также позитивной динамике в снижении амотивации.
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Изложены аспекты информационного подхода к оценке учебного процесса в вузе. Представлена педагогическая технология оптимизации процесса обучения по индивидуальным показаниям и субъективным потребностям студентов.
Раскрывается сложная взаимосвязь познавательных психических процессов, таких как мышление, внимание, память, воображение и др. с различными аспектами профессиональной подготовки архитекторов и дизайнеров. Описан механизм решения проблемы развития творческого потенциала обучающихся через освоение дисциплины предметной подготовки «Рисунок», направленной на формирование профессионального художественно-образного пространственного мышления.
Акцентируется внимание на вопросах использования героических трудовых традиций народа в системе патриотического воспитания, рассматриваются некоторые направления деятельности Калининградского государственного технического университета, Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота по патриотическому воспитанию студентов и курсантов. Предлагаются рекомендации по повышению эффективности формирования патриотического сознания учащейся молодежи в современных условиях.
Патриотическое воспитание в высших военно-учебных заведениях формирует у курсантов активную гражданскую позицию, прививает принципы социальной солидарности и равенства. Основные методы и формы воспитательной работы по патриотическому воспитанию представляют собой систему мероприятий, направленных на формирование чувства привязанности к своей Родине и готовности отстаивать ее интересы. Патриотизм является важнейшей ценностью, которая должна быть сформирована у будущих офицеров еще на стадии обучения в высших военно-учебных заведениях. Необходимо отметить, что в современном воспитательном процессе высших военно-учебных заведений необходимо проведение ряда мероприятий, занятий, встреч, которые связаны с патриотическим воспитанием и направлены на формирование у курсантов чувства гордости за свою страну.
Воспитательная работа в военных вузах направлена на развитие личности курсантов и формирование у них психологических, профессиональных и морально-боевых качеств. Воспитательные технологии имеют разные основания и определенную классификацию. Постоянное совершенствование и адаптация воспитательных технологий поможет сделать воспитательный процесс более результативным для формирования будущих офицеров как профессионалов.
Описан и проанализирован потенциал кода русской национальной культуры как материала обогащения образовательной среды изучающих РКИ. Выявлены и обоснованы возможности опоры на код национальной культуры (КНК) для содействия развитию у иностранных обучающихся качеств вторичной языковой личности, формирования образа иноязычной (русской) культуры; проанализирована связь между сформированностью образа культуры и наличием ценностного отношения к ней, включая когнитивный, аффективный и деятельностный компоненты отношения. Представлено научно-теоретическое и методическое обоснование разработанного авторами на материале КНК продукта: электронного курса «Лингвокультурное пространство России. Модуль к курсу РКИ: A2–B2»; приведены данные о процедуре и результатах апробации курса. На основании результатов теоретического анализа и данных апробации сделан вывод о том, что введение названного курса в изучение РКИ, обогащая предметный аспект образовательной среды, одновременно обогащает и социальный, поскольку становится содержанием взаимодействия преподавателя и студента, студентов между собой, что, соответственно, обеспечивает актуализацию системного аспекта обогащения среды.
Использование симуляционных технологий в процессе обучения положительно влияет на процесс обучения и преподавания, повышает эффективность прикладных аспектов образовательного процесса. Использование симуляционных технологий при обучении способствует успешному управлению учебным процессом. Будущие учителя посредством моделирования, экспериментальным путем, в виртуальных классах также могут проверить свои теоретические знания по темам. Проверка практических навыков по темам облегчает их понимание, помогает добиться более эффективных результатов.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Морские университеты сталкиваются с необходимостью переосмысления и реструктуризации опыта обучения для обеспечения образования, соответствующего уровню развития морской отрасли. Одним из путей достижения цели является широкое внедрение интеллектуальных образовательных технологий в образовательный процесс. Внимание к организации эргатических образовательных сред за счет использования интеллектуальных технологий объяснимо, так как появляется дополнительная возможность обеспечить отрасль интеллектуального судоходства специалистами, способными справиться с современными технологическими задачами. Описаны аспекты интеллектуализации морского образования и показаны основные проблемы, связанные с внедрением технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательный процесс, а также представлены предложения по их эффективному использованию. Рассматривается взаимосвязь между интеллектуальными образовательными технологиями и профессиональной средой в морских эргатических системах. Определены и обоснованы условия организации иммерсивного обучения и критерии его эффективности.
Проведен анализ особенностей развития коммуникативных умений. Выявлена эффективность групповой изобразительной деятельности в развитии коммуникативных умений. В ходе обзора методов и методик диагностики выявлены наиболее эффективные. Сформулирован вывод о средних показателях развития коммуникативных умений у младших школьников и даны рекомендации в испытуемых классах.
Молодое поколение, развивающееся в сфере искусства, характеризуется творческим мышлением, целеустремленностью к созданию качественно нового, неповторимого продукта. Образовательные организации, реализующие деятельность в рассматриваемом направлении, ориентированы на подготовку специалистов, обладающих не только исполнительскими способностями, но и целостным культурным мировоззрением, готовностью передавать свои умения и навыки будущим поколениям, обеспечивать вокруг себя культурно-развивающее пространство. У молодого поколения должны быть сформированы ключевые компетенции, побуждающие их к самореализации. Сфера искусства предоставляет широкий спектр возможностей для самовыражения молодежи, реализации познавательной деятельности, проявления личностных возможностей.
Педагогическое проектирование иноязычного обучения, развитие и освоение новых методик преподавания, использование современных цифровых технологий в образовании, повышение мотивации студентов актуальны при смешанном обучении. Возрастает роль знания, методологии научного исследования и изучаемой предметной области. Вузы должны готовить конкурентоспособных специалистов. Преподаватели вовлекаются в инновационную деятельность вуза для того, чтобы их деятельность была направлена на создание и реализацию нового знания в сфере обучения и получения положительного эффекта от применения нововведений.
Рассматривается процесс обучения иностранным языкам в средней и высшей школе с использованием различных новых, актуальных технологий, которые ранее не имели широкого применения и реализации; эффективность применения таких методов, как интерактивные, компьютеризированные и проектные. Cделан вывод о том, что эти методики обучения широко применяются как в России, так и за рубежом.
Рассмотрены вопросы воспитания в ребенке дошкольного возраста таких качеств, как любознательность и интерес к познавательной деятельности; важность семьи в формировании личности ребенка, а также ряда качеств, необходимых для нормального развития его в будущем. Приведены основные методы и способы формирования у ребенка любознательности в семье и детском саду. Рассмотрен детский сад как инструмент просвещения родителей в воспитании и формировании у ребенка основных познавательных качеств. Сделан вывод о влиянии родителей и отношений внутри семьи на развитие ребенка.
Рассматривается использование профессиональных методов и технических приемов живописи в технике «коллаж» с целью применения их в творческой работе для овладения культурой цвета, его спецификой и выразительными возможностями. Предлагается стадиальная фиксация всех этапов работы, а также теоретическое, аналитическое обоснование полученных результатов; подчеркивается целесообразность изучения техники «коллаж» в контексте ее исторического развития, где спонтанность, импульсивность и некоторая провокация отражали дух экспрессионистского мышления эпохи.
Рассматривается процесс развития ассоциативно-образного мышления студентов художественного вуза. Анализируется литература и уточняется понятие «ассоциативно-образное мышление». Рассматриваются возможности выполнения практических заданий по созданию эскизов, опирающихся на ассоциативные ряды. Для эффективного процесса развития ассоциативно-образного мышления; рассматривается использование эффективных практических способов (метода ассоциаций, анализа произведений) на конкретных примерах.
Рассматривается проблема языкового обучения иностранных студентов с целью профессиональной подготовки; характеризуются этапы поиска решения проблемы профессионально ориентированного обучения; обосновывается необходимость ранней языковой специализации в рамках подготовки к обучению в российском вузе.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ
Рассматривается применение нейросетей в системе среднего и высшего профессионального образования. Перечислены основные функциональные возможности, применимые в образовательном процессе. Проанализированы ключевые положительные и отрицательные стороны применения искусственного интеллекта в профессиональном образовании; применение нейросети Gamma в составлении презентаций и докладов и в перспективном направлении расширение функционала для поддержки других форматов учебных материалов, таких как видеоуроки и учебные пособия. Цифровизация в сфере образования открывает огромный спектр возможностей для улучшения процесса обучения и обогащения опыта как обучающихся, так и преподавателей. Внедрение нейросетей в профессиональное образование имеет больше преимуществ, чем недостатков. Баланс между цифровыми технологиями и классическими методами обучения может стать ключом к переходу профессионального образования на новый этап развития.
Обсуждается роль внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта преподавателя иностранного языка в вузе в связи с возрастающим влиянием побочных эффектов цифровизации на эмоциональную сферу субъектов образовательного процесса. Отмечается, что перевод общения в цифровую среду, а также внедрение цифровых технологий в процесс обучения может негативно сказаться на развитии эмоционального интеллекта как преподавателя, так и студента, а это? в свою очередь, может повлиять на успешность в выбранной карьере. Рассматриваются особенности дисциплины «Иностранный язык» как средства развития эмоционального интеллекта студентов и формирования положительной эмоциональной атмосферы на занятиях. Подробно описаны способы скрытого и явного выражения положительных и отрицательных эмоций участников образовательного процесса. Поскольку процесс изучения иностранного языка в вузе предполагает тесное и непосредственное взаимодействие преподаватель–студент и студент–студент, то у субъектов общения часто возникают (или проявляются уже приобретенные) стереотипы эмоционального поведения, которые не всегда благоприятно влияют на процесс приобретения необходимых знаний, умений и навыков, поэтому делается акцент на особенности саногенного и патогенного мышления в структуре эмоционального интеллекта, а также приводятся примеры проявлений патогенного мышления у студентов на занятиях. На основе ретроспективного обзора становления понятия «эмоциональный интеллект» выявляется структура и виды эмоционального интеллекта преподавателя и его роль в процессе выстраивания эффективного взаимодействия со студентами по освоению ими дисциплины «Иностранный язык».
Рассматриваются вопросы, затрагивающие трансформацию классической модели дидактики в цифровую, в связи с происходящей цифровой трансформацией образовательной сферы. Приводятся взгляды и мнения исследователей, изучающих возможности и перспективы цифровой дидактики. Высказано предположение, чем может являться цифровая дидактика в современной педагогической науке, ее назначение; проведен анализ исследований, подтверждающих высказанное предположение: рассмотрено местоположение четвертого компонента «цифровая технология; цифровая среда» в вариантах графического представления модели цифровой дидактики.
Предлагается разработанное автором интерактивное учебное занятие для ознакомления с терминологией и введения в профессию будущего специалиста по перевозкам. Образовательный квест включает шесть заданий для составления итогового термина – «волшебного» слова; может быть использован при проведении «Дней открытых дверей» на кафедре организации перевозок или в качестве ознакомительного занятия на первых профильных дисциплинах будущего специалиста по перевозкам («Грузоведение», «Организация и технология перевозки грузов», «Транспортная логистика»).
Описываются особенности разработки и проведения деловых игр по информационным дисциплинам для студентов-программистов. Рассмотрены основные виды деловых игр и приведены примеры. Предложен сценарий, цель и задачи игры «Агротендер» для студентов, обучающихся по программе «Прикладная информатика в агропромышленном комплексе». Описаны критерии оценки для решения кейсов в рамках деловой игры.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Представлен анализ некоторых аспектов психолого-педагогического сопровождения дисфункциональных семей, а также обоснование возможностей изменения сложившейся в них неблагоприятной ситуации; имеющаяся практика работы с данной категорией семей; подчеркивается необходимость организации систематической и целенаправленной работы с такими семьями. Важным направлением деятельности может стать разработка эффективных программ психолого-педагогического сопровождения, ориентированных на укрепление и сбережение психического здоровья подрастающего поколения, формирование ценностных ориентиров духовно-нравственного развития детей и подростков, развитие системы социально-педагогической поддержки дисфункциональных семей. Cоциально-педагогическое сопровождение, контроль изменений в функционировании дисфункциональных семей, обратная связь со специалистами обеспечивают условия для закрепления полученных результатов, становясь результативными формами работы с данной категорией семей.
Охарактеризованы научные подходы (функциональный, личностный, личностно-деятельностный) к рассмотрению психолого-мотивационных составляющих готовности личности к профессиональной деятельности. Представлен анализ имеющихся взглядов ученых и специалистов на различные аспекты профессиональной готовности личности к деятельности, ее структурных составляющих, подчеркивается важность формирования психолого-мотивационной составляющей готовности к профессиональной деятельности в процессе подготовки студентов в вузе. Основными слагаемыми психолого-мотивационной составляющей готовности к профессиональной деятельности являются следующие характеристики осуществления деятельности: высокий уровень мотивации и направленности, активизация творческого потенциала для обогащения и расширения собственного профессионального опыта. Подчеркивается необходимость формирования положительного отношения будущего специалиста к осуществляемой профессиональной деятельности, поскольку именно оно представляет собой мощное средство активизации и мобилизации человека.
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Рассматриваются особенности построения информационного пространства в историко-педагогических исследованиях по физике. Значительная роль в этом отводится информационным технологиям. Показано, что элементами наполнения информационного пространства могут быть как просопографические, так и крупные сетевые биографические базы данных. Авторские презентации о творческом пути ученых и педагогов, об истории развития научных методов также являются элементами наполнения информационного пространства. Информационное пространство используется как мощный инструмент в образовательном и воспитательном процессах.
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Описываются существующие подходы к определению самоорганизации учебной деятельности, рассматриваются и сопоставляются точки зрения отечественных и зарубежных исследователей на природу изучаемого понятия. В основе исследовательского аспекта лежит проблема, с одной стороны, выражающая отсутствие соответствия между предъявляемыми к педагогу требованиями по формированию компетенций самоорганизации учебной деятельности у учеников, с другой стороны, – отсутствие единообразного подхода к определению того, что есть самоорганизация учебной деятельности. Проводится анализ различных подходов к определению используемого применительно к учебной деятельности понятия «самоорганизация»; материалами исследования стали труды отечественных и зарубежных авторов.
Анализируются современные взгляды на идеологию и сущность феномена гражданской идентичности, изучается значимость проблематики гражданской идентичности, а также исследуются современные подходы к изучению и трактовке понятия гражданской идентичности.
Представлена характеристика возможностей развития коммуникативной компетентности будущих педагогов в образовательной среде вуза на основе формирования навыков межличностного, группового, межгруппового, внутригруппового общения и сетевой коммуникации; анализ имеющейся практики развития коммуникативной компетентности студентов-педагогов. Обоснована необходимость введения в образовательный процесс подготовки педагогов форм и методов работы по развитию практических навыков педагогической коммуникации, ориентированных на совершенствование коммуникативных способностей будущих педагогов в образовательном процессе вуза, развития вербальных и невербальных характеристик общения, репрезентативных систем и техник слушания, а также технологии воздействия на других субъектов в процессе коммуникации. Подчеркивается важность развития коммуникативной компетентности в процессе подготовки педагогов в вузе.
Представлены возможности нейрокоучинга как инструмента личностного и профессионального развития в системе дополнительного профессионального образования. Рассматриваются его отличия от традиционного коучинга, характеристики, определяющие его эффективность в организационной психологии и различные программы, где он может быть применён.
Акцентируется внимание на необходимости обучения специалистов по обеспечению развития творческих состояний личности, поскольку, с одной стороны, в настоящее время активируется творческий аспект большинства профессий и актуальной становится подготовка таких специалистов, с другой стороны, процесс подготовки требует научно-методического обеспечения, позволяющего организовать его на теоретико-методологической основе, детерминирующей отбор комплементарных методов обучения и содержания.
Представлен разработанный автором элективный курс «Педагогическая этика», направленный на формирование необходимых духовно-нравственных основ работы будущих педагогов. Проанализированы результаты эксперимента, проведенного в целях проверки эффективности предложенного элективного курса. Представлены выводы об эффективности разработанной концепции духовно-нравственного воспитания обучающихся в процессе профессиональной подготовки.
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Рассматриваются современные вызовы, стоящие перед военнослужащими в условиях городской среды, особенно в контексте стрельбы по беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Актуальность темы обусловлена растущим применением дронов для наблюдения и выполнения боевых задач, что делает их трудными мишенями для традиционных методов стрельбы. Подчеркивается, что для успешного поражения БПЛА необходимы не только высокие навыки стрельбы, но и отличная физическая подготовка, включая координацию, скорость реакции и выносливость. Установлено, что интеграция огневой и физической подготовки является ключом к формированию необходимых навыков. Выделяются основные группы физических упражнений, направленных на развитие быстроты реакции и точности движений, а также обсуждается важность соревновательных и вспомогательных методов обучения для мотивации курсантов. Подчеркивается необходимость постоянного обновления знаний и навыков, чтобы соответствовать быстро меняющимся технологиям. Упор на методику обучения и периодическую оценку уровня подготовки курсантов рассматривается как основополагающий аспект успешной службы в современных условиях.
Основной задачей военной педагогики является качественная подготовка военных специалистов, которые смогут организовать высокую боевую готовность всех частей армии в целях обеспечения военной безопасности государства и защиты Родины от внешнего агрессора. Раскрыта роль интерактивных технологии в условиях интеграции курсантов в учебном процессе. Использование современных методов интерактивных технологий в образовательной деятельности способствует преодолению стереотипов в процессе общения между курсантами, выработке новых подходов к практическим ситуациям, развитию профессиональных и общих компетенций обучающихся. Интерактивные технологии обучения становятся все более востребованными в нашем информационном обществе, где взаимодействие и интерактивность играют ключевую роль в образовательном процессе, что улучшает качество обучения курсантов, способствует получению более глубоких знаний, опыта, развитию креативности, самоактуализации, личностному росту курсанта.
Выявлен нелинейный и диахронный характер становления и развития различных показателей ответственного отношения у курсантов военного вуза в процессе военной социализации. Полученные данные могут помочь военным психологам в дальнейшем изучении уровня субъективного контроля будущих офицеров как одного из немаловажных аспектов личностной регуляции профессиональной деятельности.