Психологические характеристики и возможности развития коммуникативной компетентности будущего педагога в образовательной среде вуза
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-211-214
Аннотация
Представлена характеристика возможностей развития коммуникативной компетентности будущих педагогов в образовательной среде вуза на основе формирования навыков межличностного, группового, межгруппового, внутригруппового общения и сетевой коммуникации; анализ имеющейся практики развития коммуникативной компетентности студентов-педагогов. Обоснована необходимость введения в образовательный процесс подготовки педагогов форм и методов работы по развитию практических навыков педагогической коммуникации, ориентированных на совершенствование коммуникативных способностей будущих педагогов в образовательном процессе вуза, развития вербальных и невербальных характеристик общения, репрезентативных систем и техник слушания, а также технологии воздействия на других субъектов в процессе коммуникации. Подчеркивается важность развития коммуникативной компетентности в процессе подготовки педагогов в вузе.
Об авторе
Е. А. ВьюгинаРоссия
Елена Александровна Вьюгина - аспирант,
Калининград
Список литературы
1. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14.
2. Захарченко, Н. В. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза / Н.В. Захарченко // Мир науки. Педагогика и психология. – 2017. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii-studentov-pedagogicheskogo-vuza-1
3. Качановская, Н. Н. Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа / Н. Н. Качановская // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Международной научой конференции (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. С. 48–51.
4. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластенина. – Москва, 2007.
5. Кочергина, О. А. Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе решения профессиональных задач / О. А. Кочергина // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – 2013. – № 1. – С. 40–44.
6. Лифинцев, Д. В. Поддерживающая коммуникация в помогающих профессиях / Д. В. Лифинцев, А. Б. Серых, А. А. Лифинцева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2017. – № 4 (42). – С. 15–19.
7. Мычко, Е. И. Психологическая готовность к профессиональному труду как фактор успешной самоакутализации будущего специалиста / Е. И. Мычко, А. В. Блаженко // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2023. – № 4 (66) . – С. 68–71.
8. Серых, А. Б. Возможности формирования гибких навыков (soft skills) у студентов педагогических направлений подготовки / А. Б. Серых, И. С. Валлис // Перспективы науки. 2023. – № 9 (168). – С. 202–204.
9. Серых, А. Б. Целевые ориентиры современных педагогических преобразований / А. Б. Серых, Е. И. Мычко // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2020. – № 4 (54). – С. 19–21.
10. Трофимова, Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: монография. – Ижевск: УдГУ, 2012. – 116 с.
Рецензия
Для цитирования:
Вьюгина Е.А. Психологические характеристики и возможности развития коммуникативной компетентности будущего педагога в образовательной среде вуза. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(4(70)):211-214. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-211-214
For citation:
Vyugina E.A. Psychological characteristics and possibilities for developing communicative competence of future teachers in the educational environment of the university. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2024;(4(70)):211-214. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-211-214