Психологические характеристики и возможности развития коммуникативной компетентности будущего педагога в образовательной среде вуза
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-211-214
Аннотация
Представлена характеристика возможностей развития коммуникативной компетентности будущих педагогов в образовательной среде вуза на основе формирования навыков межличностного, группового, межгруппового, внутригруппового общения и сетевой коммуникации; анализ имеющейся практики развития коммуникативной компетентности студентов-педагогов. Обоснована необходимость введения в образовательный процесс подготовки педагогов форм и методов работы по развитию практических навыков педагогической коммуникации, ориентированных на совершенствование коммуникативных способностей будущих педагогов в образовательном процессе вуза, развития вербальных и невербальных характеристик общения, репрезентативных систем и техник слушания, а также технологии воздействия на других субъектов в процессе коммуникации. Подчеркивается важность развития коммуникативной компетентности в процессе подготовки педагогов в вузе.
Об авторе
Е. А. ВьюгинаРоссия
Елена Александровна Вьюгина - аспирант,
Калининград
Список литературы
1. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14.
2. Захарченко, Н. В. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза / Н.В. Захарченко // Мир науки. Педагогика и психология. – 2017. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii-studentov-pedagogicheskogo-vuza-1
3. Качановская, Н. Н. Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа / Н. Н. Качановская // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Международной научой конференции (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. С. 48–51.
4. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластенина. – Москва, 2007.
5. Кочергина, О. А. Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе решения профессиональных задач / О. А. Кочергина // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – 2013. – № 1. – С. 40–44.
6. Лифинцев, Д. В. Поддерживающая коммуникация в помогающих профессиях / Д. В. Лифинцев, А. Б. Серых, А. А. Лифинцева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2017. – № 4 (42). – С. 15–19.
7. Мычко, Е. И. Психологическая готовность к профессиональному труду как фактор успешной самоакутализации будущего специалиста / Е. И. Мычко, А. В. Блаженко // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2023. – № 4 (66) . – С. 68–71.
8. Серых, А. Б. Возможности формирования гибких навыков (soft skills) у студентов педагогических направлений подготовки / А. Б. Серых, И. С. Валлис // Перспективы науки. 2023. – № 9 (168). – С. 202–204.
9. Серых, А. Б. Целевые ориентиры современных педагогических преобразований / А. Б. Серых, Е. И. Мычко // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2020. – № 4 (54). – С. 19–21.
10. Трофимова, Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: монография. – Ижевск: УдГУ, 2012. – 116 с.
Рецензия
Для цитирования:
Вьюгина Е.А. Психологические характеристики и возможности развития коммуникативной компетентности будущего педагога в образовательной среде вуза. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(4(70)):211-214. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-211-214
For citation:
Vyugina E.A. Psychological characteristics and possibilities for developing communicative competence of future teachers in the educational environment of the university. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(4(70)):211-214. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-211-214