Methodological culture of specialists as an indicator of the quality of their research
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-7-13
Abstract
The necessity of relaying the practice of using active teaching methods to optimize the educational process at all levels of education is substantiated. The principles, parameters, and criteria of effective discussion in additional professional education are described.
About the Authors
Yu. A. GuskovRussian Federation
Director of the Engineering Institute, Head of the Department of Educational Technologies, Pedagogy and Psychology, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor,
Novosibirsk
T. V. Sidorina
Russian Federation
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor; Professor of the Department of Teaching Technologies, Pedagogy and Psychology;
Professor of the Department of Military Pedagogy,
Novosibirsk
O. Yu. Shitakova
Russian Federation
Postgraduate student,
Novosibirsk
A. Yu. Guskov
Russian Federation
Postgraduate student,
Novosibirsk
References
1. Амбарова, П. А. Профессиональная культура офицеров российской армии в условиях трансформации российского общества. Автореф. дис. … канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2002. – С. 12.
2. Баранов, Г. В. Гуманитарная культура – фактор инновационной экономики // Экономический рост и конкурентоспособность России: тенденции, проблемы и стратегические приоритеты: сборник научных статей: в 2-х т. – Москва, 2013. – Т. 2. – C. 209.
3. Бережнова, Е. В. Проявление методологической культуры педагога в сравнительном анализе основных понятий по теме исследования // Ценности и смыслы. 2020. – № 4. – С. 50–59.
4. Большой толковый словарь по культурологии // Статьи на букву «К» (часть 5, «КУЛ»). – URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/fc/slovar-202-5.htm
5. Быстрова, А. Н. Мир культуры. Основы культурологии. – Москва: Изд-во Ф. Конюхова, 2002. – С. 63.
6. Гуськов, Ю. А., Вульферт, В. Я., Сидорина, Т. В. Современные проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов аграрного профиля // Актуальные проблемы образовательной деятельности высшей школы: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием. – 2018. – С. 6–8.
7. Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы. – Санкт-Петербург: Изд-во РХГИ, 2001. – 512 с.
8. Дырин, С. П. Российская модель управления персоналом в условиях предприятия. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 244 с.
9. Евелькин, Г. М. Культура как элемент профессиональной готовности личности // Личность. Культура. Общество. – 2004. – Вып. 4(24). – С. 260.
10. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование. – 2005. – № 11. – С. 17.
11. Каверин, Б. И. Культурология: учебное пособие / под ред. В. В. Дибижева. – Москва: Юриспруденция, 2001. – С. 206.
12. Краевский, В. В. Качество педагогики и методологическая культура педагога // Магистр: независимый научно-педагогический журнал. – 1991. – № 1. – С. 5.
13. Лагутин, А. Г., Руфф, Г. В., Сидорина, Т. В. Повышение профессионального мастерства преподавателей на основе формирования способности курсантов к самоуправлению // Философия образования. – 2018. – № 4 (77). – С. 175–181.
14. Лихачев, Д. С. Декларация прав культуры // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2006. – Т. 8. – С. 293–297.
15. Каган, М. С. Философия культуры. – Санкт-Петербург, 1996. – С. 48. 16. Кравченко, А. И. Культурология. – Москва, 2001.
16. Модель, И. М. Профессиональная культура муниципального депутата: Теоретико-символический анализ. – Екатеринбург, 1993. 18. Никонова, З. В. Основные принципы и условия подготовки методологически компетентных кадров высшей квалификации в вузе // Aspectus. – 2013. – № 1. – С. 52–57.
17. Новиков, А. М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. – Москва: Эгвес, 2005. – 176 с.
18. Онищенко, Э. В. Формирование историко-педагогической культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза: автореф. ... д-ра пед. наук – Киров: ВятГГУ, 2002. – 32 с.
19. Северин, С. Н. О фундаментальности и непрерывности научно-методологического образования в эпоху методологического плюрализма // Непрерывное образование: XXI век. – 2014. – Вып. 3(7). – С. 1–12.
20. Сидорина, Т. В. Теоретические основы разработки концепции экспертирования образовательных систем //Философия образования, 2011. – Т. 39. – № 6. – С. 63–68. 23. Сластенин, В. А. Стратегия модернизации высшего образования // Сибирский педагогический журнал. – 2005. – № 1. – С. 3–13.
21. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – Москва: Академия, 2002. – 576 с.
22. Соловцова, И. А. Методологическая культура исследователя в гуманитарной педагогической парадигме // Известия ВГПУ, 2009. – № 6. – С. 11–15.
23. Скворцов, В. Н. К вопросу об определении понятия «духовная культура» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, 2009. – № 1(3). – С. 48–55.
24. Спивак, В. А. Корпоративная культура. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – С. 31.
25. Фалеева, Л. В. Организационная культура студента: характеристика и структура // Казанская наука. – 2014. – № 2. – С. 218–220.
26. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современные русского языка. – Москва: Аделант, 2014. – С. 194.
27. Шварц, Е. Ю. Этимология, семантика и современное определения слова «культура» // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2014. – Т. 4. – С. 453.
28. Шитакова, О. Ю., Гуськов, А. Ю. Формирование дискуссионных навыков у студентов вузов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2024. – № 2(68). – С. 285–290.
29. Шитакова, О. Ю., Гуськов, А. Ю., Ерошкин, Е. А., Сидорина, Т. В. Психологическая готовность специалиста к деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование в современном мире. – 2023. – Т. 13. – № 4. – С. 680–689.
30. Byram, M. Teaching and assessing intercultural communicative competence / M. Byram. – Clevedon: Multilingual Matters LTD, 2007. – 121 p.
31. Hirsch, E. D. Cultural Literacy: What Every American Needs to Know. – New York: Vintage, 1988. – 272 p.
32. Kroeber, A. L. and Kluckhohn, C. Culture: a Critical Review of Concepts and Difinitions // Papers peabody Mus., 1952, 47, N 1 Kroeber A.L. and Kluckhohn C. Culture: a Critical Review of Concepts and Difinitions // Papers peabody Mus. – 1962. – 47. – № 1. – Р. 181.
33. Risager, K. Language and Culture Pedagogy: From a National to a Transnational Paradigm (Languages for Intercultural Communication and Education). – Clevedon: Multilingual Matters, 2007. – 288 p.
Review
For citations:
Guskov Yu.A., Sidorina T.V., Shitakova O.Yu., Guskov A.Yu. Methodological culture of specialists as an indicator of the quality of their research. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(4(70)):7-13. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-7-13