Потенциал кода национальной культуры России для обогащения образовательной среды изучающих русский язык как иностранный
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-72-80
Аннотация
Описан и проанализирован потенциал кода русской национальной культуры как материала обогащения образовательной среды изучающих РКИ. Выявлены и обоснованы возможности опоры на код национальной культуры (КНК) для содействия развитию у иностранных обучающихся качеств вторичной языковой личности, формирования образа иноязычной (русской) культуры; проанализирована связь между сформированностью образа культуры и наличием ценностного отношения к ней, включая когнитивный, аффективный и деятельностный компоненты отношения. Представлено научно-теоретическое и методическое обоснование разработанного авторами на материале КНК продукта: электронного курса «Лингвокультурное пространство России. Модуль к курсу РКИ: A2–B2»; приведены данные о процедуре и результатах апробации курса. На основании результатов теоретического анализа и данных апробации сделан вывод о том, что введение названного курса в изучение РКИ, обогащая предметный аспект образовательной среды, одновременно обогащает и социальный, поскольку становится содержанием взаимодействия преподавателя и студента, студентов между собой, что, соответственно, обеспечивает актуализацию системного аспекта обогащения среды.
Об авторах
Л. Н. КалинниковаРоссия
Лариса Николаевна Калинникова - кандидат филологических наук, доцент,
Калининград
М. Н. Зыкова
Россия
Маргарита Николаевна Зыкова - кандидат психологических наук, преподаватель,
Калининград
Список литературы
1. Леонтьев, А. Н. Психология образа / А. Н. Леонтьев // Вестник МГУ. – Серия 14: Психология. – Москва, 1979.
2. Леонтьев, А. Н. Психология смысла / А. Н. Леонтьев. – Москва, 1999.
3. Гудков, Д. Б. Коды русской культуры: проблемы описания / Д. Б. Гудков // Мир русского слова. – 2005. – № 1–2. – С. 25–31.
4. Калинникова, Л. Н., Зыкова, М. Н. Лингвопсихологическая ресемантизация как способ освоения кода национальной культуры развивающейся языковой личностью: монография / Л. Н. Калинникова, М. Н. Зыкова. – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВО «КГТУ», 2023. – 172 с.
5. Верещагин, Е. М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Москва: Русский язык, 1990. – 246 с.
6. Зинченко, В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили: К началам органической психологии. – Москва: Новая школа, 1997 г. – С. 42. Интернет-ресурсы
7. https://litmir.club/br/?b=84572&p=28
8. https://pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-14.shtml
Рецензия
Для цитирования:
Калинникова Л.Н., Зыкова М.Н. Потенциал кода национальной культуры России для обогащения образовательной среды изучающих русский язык как иностранный. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(4(70)):72-80. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-72-80
For citation:
Kalinnikova L.N., Zykova M.N. Russian national culture code usage resource for enriching the educational environment of students studying Russian as a foreign language. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(4(70)):72-80. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-72-80