Роль эмоционального интеллекта преподавателя иностранного языка в эпоху цифровизации образования
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-144-150
Аннотация
Обсуждается роль внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта преподавателя иностранного языка в вузе в связи с возрастающим влиянием побочных эффектов цифровизации на эмоциональную сферу субъектов образовательного процесса. Отмечается, что перевод общения в цифровую среду, а также внедрение цифровых технологий в процесс обучения может негативно сказаться на развитии эмоционального интеллекта как преподавателя, так и студента, а это? в свою очередь, может повлиять на успешность в выбранной карьере. Рассматриваются особенности дисциплины «Иностранный язык» как средства развития эмоционального интеллекта студентов и формирования положительной эмоциональной атмосферы на занятиях. Подробно описаны способы скрытого и явного выражения положительных и отрицательных эмоций участников образовательного процесса. Поскольку процесс изучения иностранного языка в вузе предполагает тесное и непосредственное взаимодействие преподаватель–студент и студент–студент, то у субъектов общения часто возникают (или проявляются уже приобретенные) стереотипы эмоционального поведения, которые не всегда благоприятно влияют на процесс приобретения необходимых знаний, умений и навыков, поэтому делается акцент на особенности саногенного и патогенного мышления в структуре эмоционального интеллекта, а также приводятся примеры проявлений патогенного мышления у студентов на занятиях. На основе ретроспективного обзора становления понятия «эмоциональный интеллект» выявляется структура и виды эмоционального интеллекта преподавателя и его роль в процессе выстраивания эффективного взаимодействия со студентами по освоению ими дисциплины «Иностранный язык».
Об авторах
Н. А. ДмитроченкоРоссия
Наталья Анатольевна Дмитроченко - кандидат педагогических наук, доцент,
Калининград
В. В. Коурдакова
Россия
Валерия Валериевна Коурдакова - преподаватель,
Калининград
Список литературы
1. Thorndike, R. L., Stein S. An evaluation of the attempts to measure social intelligence // Psychological Bulletin. – 1937. – № 34. – Pp. 275–285.
2. Argyle, M. Social Encounters. Contributions to Social Interaction. – New York, 2017.
3. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. – Москва: АСТ, 2009. – 478 с.
4. Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R. Models of emotional intelligence // Handbook of Human Intelligence (2nd ed.) / Ed. R. J. Sternberg. – New York: Cambridge, 2000. – Рp. 396–420.
5. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
6. Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности: курс лекций. – Калининград, 2010. – 571 с.
7. Киселева, Л. А., Помазуева, Т. Н. Мир эмоций человека и регуляция деятельности: учебно-методическое пособие. – Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2007. – 68 с.
8. Орлов, Ю. М. Оздоравливающее (саногенное) мышление / сост. А. В. Ребенок. Серия: Управление поведением, кн. 1. – 2-е изд., исправленное. – Москва: Слайдинг, 2006. – 96 с.
9. Васильева, Т. Н. Саногенное мышление учителя, учащегося. – Калининград: Янтарный сказ, 2000. – 152 с.
10. Андреева, И. Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 83–95.
11. Милованова, Н. Г. Эмоциональный интеллект: новый ресурс педагога или новые требования? // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. – № 1(25). – С. 107–110.
Рецензия
Для цитирования:
Дмитроченко Н.А., Коурдакова В.В. Роль эмоционального интеллекта преподавателя иностранного языка в эпоху цифровизации образования. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(4(70)):144-150. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-144-150
For citation:
Dmitrochenko N.A., Kourdakova V.V. The role of emotional intelligence of a university foreign language teacher in the era of digitalisation. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(4(70)):144-150. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-144-150