О трансформации классической модели дидактики в цифровую
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-151-156
Аннотация
Рассматриваются вопросы, затрагивающие трансформацию классической модели дидактики в цифровую, в связи с происходящей цифровой трансформацией образовательной сферы. Приводятся взгляды и мнения исследователей, изучающих возможности и перспективы цифровой дидактики. Высказано предположение, чем может являться цифровая дидактика в современной педагогической науке, ее назначение; проведен анализ исследований, подтверждающих высказанное предположение: рассмотрено местоположение четвертого компонента «цифровая технология; цифровая среда» в вариантах графического представления модели цифровой дидактики.
Ключевые слова
Об авторе
К. А. НовоселовРоссия
Кирилл Андреевич Новоселов - старший преподаватель,
Калининград
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 08.08.2024).
2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 08.08.2024).
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 08.08.2024).
4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации. – URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 08.08.2024).
5. Монахова, Л. Ю., Рябоконь, Е. А. Инновационность – характерная черта современного профессионального образования // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2020. – № 1. – С. 17–19.
6. Блинов, В. И. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / В. И. Блинов, Н. Биленко, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев. – Москва, 2020. – 98 с.
7. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С.; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Федеральный институт развития образования, Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций. – Москва: Перо, 2019. – 71 с.
8. Монахова, В. М. Стратегически важные направления исследований авторской научной школы члена-корреспондента РАО / В. М. Монахова // Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования. – URL: http://www.instrao.ru/images/1Treshka/Nauchnye_shkoli/Monahov/Avtorskaya_shkola_VM_Monakhova_Strategi_191117.pdf (дата обращения: 08.08.2024).
9. Чошанов, М. А. E-дидактика: Новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий / М. А. Чошанов // Образовательные технологии и общество. – 2013. – Т. 16, № 3. – С. 684–696. – EDN RBREHD.
10. Андрюхина, Л. М. Цифровая гуманитаристика: ментальные модели гуманитаризации инженерного мышления и образования / Л. М. Андрюхина // Инженерное мышление: социальные перспективы: материалы международной междисциплинарной конференции, Екатеринбург, 12–13 февраля 2020 года / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург: Деловая книга, 2020. – С. 61–67. – EDN GQEZHK.
11. Архипова, А. И. Проблемы сохранения традиций великой дидактики в процессе дистанционной цифровизации образования / А. И. Архипова, Е. А. Пичкуренко, С. П. Шмалько // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-3. – С. 4–7. – EDN YRXVSP.
12. Создание и использование образовательного контента: уроки для онлайн-обучения / Н. Н. Бессилина, Н. А. Гребёнкина, М. В. Евстратова [и др.]; под общ. ред. А. В. Конобеева. – Москва: Изд-во Ин-та образования Высш. шк. экономики, 2020. – 48 с.
13. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов [и др.]; под науч. ред. В. И. Блинова. – Москва: Изд-во Моск. город. пед. ун-та, 2020. – 112 с.
14. Digital Humanities: гуманитарные науки в цифровую эпоху / У. С. Захарова, Г. В. Можаева, П. Н. Можаева [и др.]; под науч. ред. Г. В. Можаевой. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. – 120 с.
15. Роберт, И. В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий / И. В. Роберт // Профессиональное образование. Столица. – 2019. – № 3. – С. 16-26. – EDN YYRAHJ.
16. Широколобова, А. Г. Трансформация профессионального образования с опорой на принципы цифровой дидактики / А. Г. Широколобова // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Москва, 16–17 ноября 2023 года. – Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2023. – С. 822–832. – EDN SYHMXK.
17. Роберт, И. В. Дидактика периода цифровой трансформации образования / И. В. Роберт // Образовательное пространство в информационную эпоху: сборник научных трудов. Международная научно-практическая конференция, Москва, 08 июня 2021 года. – Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – С. 404–428. – EDN KSDSPL.
18. D’Angelo, G. From Didactics to E-Didactics – Paradigms, Models and Techniques for e-Learning. – Naples: Liguori Editore, 2007. – 404 s.
19. Скаткин, М. Н. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики // Москва: Просвещение, 1982. – С. 43–47.
20. Ruthven, K. The didactical tetrahedron as a heuristic for analysing the incorporation og digital technologies into classroom practice in support of investigative approaches to teaching mathematics // ZDM – The International Journal of Mathematics Education. – 2012. – № 44 (5). – Рp. 627–640.
21. Сидорова, Л. В. Аспекты трансформации классической дидактики в цифровую дидактику / Л. В. Сидорова, А. А. Захарова // Цифровые, компьютерные и информационные технологии в науке и образовании: сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 01-02 ноября 2023 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2023. – С. 21–27. – EDN CSLUTV.
22. Васильева, Ю. С. Смешанное обучение: модели и реальные практики / Ю. С. Васильева, Е. В. Родионова, Н. В. Чичерина // Открытое и дистанционное образование. – 2019. – № 1(73). – P. 22–32. – DOI 10.17223/16095944/73/3. – EDN FZLORT.
23. Глизбург, В. И. Цифровая дидактика как дисциплина программы магистерской подготовки / В. И. Глизбург // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2021. – Т. 18. – № 2. – С. 180–187. – DOI 10.22363/2312-8631-2021-18-2-180-187. – EDN ATKCDK.
24. Ибрагимов, Г. И. О понятийно-терминологическом аппарате дидактики цифровой эпохи / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова, А. М. Калимуллина // Педагогический журнал Башкортостана. – 2021. – № 2(92). – С. 21–34. – DOI 10.21510/1817-3292-2021-92-2-20-34. – EDN VXXUPY.
25. Андрюхина, Л. М. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения / Л. М. Андрюхина, Н. В. Ломовцева, Н. О. Садовникова // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 1. – С. 30–43. – DOI 10.24411/2307-4264-2020- 10103. – EDN YWJWNE.
26. Ковальчук, М. В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее / М. В. Ковальчук // Молодежь и социум. – 2012. – № 4(12). – С. 10–20. – EDN QZHBWN.
27. Чошанов, М. А. Эволюция взгляда на дидактику: настало ли время для новой дидактики? / М. А. Чошанов // Дидактика профессиональной школы. – Казань: Институт педагогики и психологии профессионального образования, 2013. – С. 17-29. – EDN RZYWLF.
28. Блинов, В. И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? / В. И. Блинов // Профессиональное образование. Столица. – 2019. – № 3. – С. 27–32. – EDN PPKQLH.
29. Zierer, K. Putting Learning Before Technology! The Possibilities and Limits of Digitalization. – New York: Routledge, 2019. – 120 p.
30. Seel, N. M. Bibliometric synthesis of educational productivity research: Benchmarking the visibility of German educational research / N. M. Seel, K. Zierer // Research in Comparative and International Education. – 2019. – Vol. 14. – № 2. – P. 294–317. – DOI 10.1177/1745499919846189. – EDN LTSENQ.
31. Худайберенов, Р.А. Цифровая среда как реальность современной образовательной системы / Р. А. Худайберенов. // NovaInfo, 2023. – № 137 – С. 107–108 – URL: https://novainfo.ru/article/19857 (дата обращения: 10.08.2024).
32. Грязнов, С. А. Новая образовательная реальность / С. А. Грязнов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2022. – Т. 24. – № 84. – С. 3–9. – DOI 10.37313/2413-9645-2022-24-84-3-9. – EDN OHNVRN.
Рецензия
Для цитирования:
Новоселов К.А. О трансформации классической модели дидактики в цифровую. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(4(70)):151-156. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-151-156
For citation:
Novoselov K.A. The transformation of the traditional model of didactics into a digital format. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(4(70)):151-156. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-151-156