Preview

The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences

Advanced search

The transformation of the traditional model of didactics into a digital format

https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-151-156

Abstract

The article discusses the issues related to the transformation of the traditional model of didactics into a digital one in connection with the ongoing process of digitalization of the education sector. The views and opinions of scholars on the possibilities and potential of digital didactics are presented. Based on these, the study suggests what the future of digital didactics in modern educational science may be and analyses studies that support this assumption. Additionally, the study examined the position of the fourth element, "digital technologies and digital environment," in various graphical representations of the digital didactics model.

About the Author

K. A. Novoselov
Baltic Fishing Fleet State Academy of Kaliningrad State Technical University
Russian Federation

Senior lecturer,

Kaliningrad



References

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 08.08.2024).

2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 08.08.2024).

3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 08.08.2024).

4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации. – URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 08.08.2024).

5. Монахова, Л. Ю., Рябоконь, Е. А. Инновационность – характерная черта современного профессионального образования // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2020. – № 1. – С. 17–19.

6. Блинов, В. И. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / В. И. Блинов, Н. Биленко, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев. – Москва, 2020. – 98 с.

7. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С.; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Федеральный институт развития образования, Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций. – Москва: Перо, 2019. – 71 с.

8. Монахова, В. М. Стратегически важные направления исследований авторской научной школы члена-корреспондента РАО / В. М. Монахова // Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования. – URL: http://www.instrao.ru/images/1Treshka/Nauchnye_shkoli/Monahov/Avtorskaya_shkola_VM_Monakhova_Strategi_191117.pdf (дата обращения: 08.08.2024).

9. Чошанов, М. А. E-дидактика: Новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий / М. А. Чошанов // Образовательные технологии и общество. – 2013. – Т. 16, № 3. – С. 684–696. – EDN RBREHD.

10. Андрюхина, Л. М. Цифровая гуманитаристика: ментальные модели гуманитаризации инженерного мышления и образования / Л. М. Андрюхина // Инженерное мышление: социальные перспективы: материалы международной междисциплинарной конференции, Екатеринбург, 12–13 февраля 2020 года / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург: Деловая книга, 2020. – С. 61–67. – EDN GQEZHK.

11. Архипова, А. И. Проблемы сохранения традиций великой дидактики в процессе дистанционной цифровизации образования / А. И. Архипова, Е. А. Пичкуренко, С. П. Шмалько // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-3. – С. 4–7. – EDN YRXVSP.

12. Создание и использование образовательного контента: уроки для онлайн-обучения / Н. Н. Бессилина, Н. А. Гребёнкина, М. В. Евстратова [и др.]; под общ. ред. А. В. Конобеева. – Москва: Изд-во Ин-та образования Высш. шк. экономики, 2020. – 48 с.

13. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов [и др.]; под науч. ред. В. И. Блинова. – Москва: Изд-во Моск. город. пед. ун-та, 2020. – 112 с.

14. Digital Humanities: гуманитарные науки в цифровую эпоху / У. С. Захарова, Г. В. Можаева, П. Н. Можаева [и др.]; под науч. ред. Г. В. Можаевой. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. – 120 с.

15. Роберт, И. В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий / И. В. Роберт // Профессиональное образование. Столица. – 2019. – № 3. – С. 16-26. – EDN YYRAHJ.

16. Широколобова, А. Г. Трансформация профессионального образования с опорой на принципы цифровой дидактики / А. Г. Широколобова // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Москва, 16–17 ноября 2023 года. – Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2023. – С. 822–832. – EDN SYHMXK.

17. Роберт, И. В. Дидактика периода цифровой трансформации образования / И. В. Роберт // Образовательное пространство в информационную эпоху: сборник научных трудов. Международная научно-практическая конференция, Москва, 08 июня 2021 года. – Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – С. 404–428. – EDN KSDSPL.

18. D’Angelo, G. From Didactics to E-Didactics – Paradigms, Models and Techniques for e-Learning. – Naples: Liguori Editore, 2007. – 404 s.

19. Скаткин, М. Н. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики // Москва: Просвещение, 1982. – С. 43–47.

20. Ruthven, K. The didactical tetrahedron as a heuristic for analysing the incorporation og digital technologies into classroom practice in support of investigative approaches to teaching mathematics // ZDM – The International Journal of Mathematics Education. – 2012. – № 44 (5). – Рp. 627–640.

21. Сидорова, Л. В. Аспекты трансформации классической дидактики в цифровую дидактику / Л. В. Сидорова, А. А. Захарова // Цифровые, компьютерные и информационные технологии в науке и образовании: сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 01-02 ноября 2023 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2023. – С. 21–27. – EDN CSLUTV.

22. Васильева, Ю. С. Смешанное обучение: модели и реальные практики / Ю. С. Васильева, Е. В. Родионова, Н. В. Чичерина // Открытое и дистанционное образование. – 2019. – № 1(73). – P. 22–32. – DOI 10.17223/16095944/73/3. – EDN FZLORT.

23. Глизбург, В. И. Цифровая дидактика как дисциплина программы магистерской подготовки / В. И. Глизбург // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2021. – Т. 18. – № 2. – С. 180–187. – DOI 10.22363/2312-8631-2021-18-2-180-187. – EDN ATKCDK.

24. Ибрагимов, Г. И. О понятийно-терминологическом аппарате дидактики цифровой эпохи / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова, А. М. Калимуллина // Педагогический журнал Башкортостана. – 2021. – № 2(92). – С. 21–34. – DOI 10.21510/1817-3292-2021-92-2-20-34. – EDN VXXUPY.

25. Андрюхина, Л. М. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения / Л. М. Андрюхина, Н. В. Ломовцева, Н. О. Садовникова // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 1. – С. 30–43. – DOI 10.24411/2307-4264-2020- 10103. – EDN YWJWNE.

26. Ковальчук, М. В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее / М. В. Ковальчук // Молодежь и социум. – 2012. – № 4(12). – С. 10–20. – EDN QZHBWN.

27. Чошанов, М. А. Эволюция взгляда на дидактику: настало ли время для новой дидактики? / М. А. Чошанов // Дидактика профессиональной школы. – Казань: Институт педагогики и психологии профессионального образования, 2013. – С. 17-29. – EDN RZYWLF.

28. Блинов, В. И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? / В. И. Блинов // Профессиональное образование. Столица. – 2019. – № 3. – С. 27–32. – EDN PPKQLH.

29. Zierer, K. Putting Learning Before Technology! The Possibilities and Limits of Digitalization. – New York: Routledge, 2019. – 120 p.

30. Seel, N. M. Bibliometric synthesis of educational productivity research: Benchmarking the visibility of German educational research / N. M. Seel, K. Zierer // Research in Comparative and International Education. – 2019. – Vol. 14. – № 2. – P. 294–317. – DOI 10.1177/1745499919846189. – EDN LTSENQ.

31. Худайберенов, Р.А. Цифровая среда как реальность современной образовательной системы / Р. А. Худайберенов. // NovaInfo, 2023. – № 137 – С. 107–108 – URL: https://novainfo.ru/article/19857 (дата обращения: 10.08.2024).

32. Грязнов, С. А. Новая образовательная реальность / С. А. Грязнов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2022. – Т. 24. – № 84. – С. 3–9. – DOI 10.37313/2413-9645-2022-24-84-3-9. – EDN OHNVRN.


Review

For citations:


Novoselov K.A. The transformation of the traditional model of didactics into a digital format. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(4(70)):151-156. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-151-156

Views: 34


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)