Некоторые аспекты психолого-педагогического сопровождения дисфункциональных семей
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-169-172
Аннотация
Представлен анализ некоторых аспектов психолого-педагогического сопровождения дисфункциональных семей, а также обоснование возможностей изменения сложившейся в них неблагоприятной ситуации; имеющаяся практика работы с данной категорией семей; подчеркивается необходимость организации систематической и целенаправленной работы с такими семьями. Важным направлением деятельности может стать разработка эффективных программ психолого-педагогического сопровождения, ориентированных на укрепление и сбережение психического здоровья подрастающего поколения, формирование ценностных ориентиров духовно-нравственного развития детей и подростков, развитие системы социально-педагогической поддержки дисфункциональных семей. Cоциально-педагогическое сопровождение, контроль изменений в функционировании дисфункциональных семей, обратная связь со специалистами обеспечивают условия для закрепления полученных результатов, становясь результативными формами работы с данной категорией семей.
Об авторах
А. А. ЛифинцеваРоссия
Алла Александровна Лифинцева - доктор психологических наук, доцент,
Калининград
Д. В. Еремейцев
Россия
Дмитрий Владимирович Еремейцев - соискатель,
Калининград
Список литературы
1. Антонов, А. И., Карпова, В. М., Ляликова, С. В. Соотношение желаемого и фактического благосостояния семей: по данным социолого-демографического опроса супружеских пар // Уровень жизни населения регионов России. – Москва: Федеральный научно-исследовательский социол. центр РАН, 2021. – Т. 17. – № 1. – С. 121–131.
2. Апполонова, А. А. Социально-культурное проектирование в системе социальной работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации // Образование личности. – 2018. – № 1. – С. 70–74.
3. Гулиева, Н. Р., Мамедова, Р. Ю., Мамедова, Н. Ю., Караханова, М. С. Оценка психического и соматического здоровья детей и подростков из неблагополучных семей // Национальный журнал неврологии. – 2019. – № 1 (15). – С. 76–80.
4. Донина, О. И., Кириллова, О. В., Кузнецов, А. В. Психолого-педагогические основы работы с семьей. – Чебоксары, Ульяновск,2005. – 317 с.
5. Жулина, Е. В., Лебедева, И. В. Специфика работы социального педагога с подростками из малообеспеченных семей // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2020. – № 3 (53). – С. 158–164.
6. Иванов, А. Н. Дисфункциональные семьи: проблемы и пути решения // Вестник Башкирского университета. – 2013. – № 1. – С. 236–240.
7. Леванова, Е. А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании / В. Е.Цибульникова, Е. А.Леванова. – Москва: МПГУ, 2017. – 148 с.
8. Петрова, Е. А. Дисфункциональные семьи как фактор психотравматизации в детском возрасте // Вестник НовГУ. – 2017. – № 4 (102). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/disfunktsionalnye-semi-kak-faktorpsihotravmatizatsii-v-detskom-vozraste (дата обращения: 14.09.2024).
9. Сапоровская, М. В., Хазова, С. А. Жизненный стиль семьи как показатель ее благополучия / неблагополучия (на примере семей с алкогольной аддикцией) // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида: материалы V Международной научной конференции. – Минск: Изд-во БГу, 2020. – С. 239–242.
10. Серых, А. Б., Лифинцев, Д. В., Лифинцева, А. А. Поддерживающая коммуникация в социальной работе: основные характеристики и составляющие // Глобальный научный потенциал. – 2016. – № 9. – С. 142–144.
11. Технология социальной работы: учебное пособие / под ред. И. Г.Зайнышева. – Москва: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
12. Торохтий, В. С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. – Москва: МГСУ, 2000.
13. Тумбасова, Е. Р. Психологические факторы семейного благополучия // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 3–9.
14. Устинов, Н. В. Значение профилактики дисфункциональных семейных отношений в работе программы «Православные приходские семейные клубы трезвости» // Психическое здоровье семьи: российские традиции и современные подходы к оказанию помощи. – 2024. – № 1. – С. 123–126.
15. Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова. – Москва: Дашков и Ко, 2015. – 292 с.
16. Черемных, В. Ю. Семейное благополучие как принцип семейной политики // Человек. История. Культура: Исторический и философский альманах. – Т. 15. – Саратов: Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина, 2019. – С. 79–84.
17. Чурикова, И. Э. Неблагополучная семья как объект социальной работы / И. Э. Чурикова // Педагогические науки. – 2015. – № 34–2.
Рецензия
Для цитирования:
Лифинцева А.А., Еремейцев Д.В. Некоторые аспекты психолого-педагогического сопровождения дисфункциональных семей. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2024;(4(70)):169-172. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-169-172
For citation:
Lifintseva A.A., Eremeitsev D.V. Some aspects of psychological and pedagogical support for dysfunctional families. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences. 2024;(4(70)):169-172. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2024-4-70-169-172