Педагогические принципы и условия реализации модели корпоративной подготовки тестировщиков программно-аппаратных комплексов
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-11-17
Аннотация
Рассмотрены педагогические принципы и условия реализации модели корпоративного обучения тестировщиков программно-аппаратных комплексов. Выявлены особенности применения принципов системности, адаптивности, практико-ориентированности и непрерывности обучения в контексте корпоративной подготовки. Предложены педагогические решения, обеспечивающие интеграцию теории и практики, использование цифровых технологий и развитие наставничества. Показано, что соблюдение данных условий способствует формированию профессиональных компетенций и повышению эффективности обучения.
Об авторах
И. Д. РудинскийРоссия
Игорь Давидович Рудинский - доктор педагогических наук, профессор
Калининград
Д. А. Пономарев
Россия
Денис Александрович Пономарев - аспирант
Калининград;
Саратов
Список литературы
1. Рудинский, И. Д. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход / И. Д. Рудинский, Н. А. Давыдова, С. В. Петров. – Москва : Научно-техническое издательство «Горячая линия-Телеком», 2018. – 240 с. – ISBN 978-5-9912-0692-1. – EDN XZVZBB.
2. Юстус, Г. В. Корпоративное обучение специалистов: актуальность, стратегии и методы // The Scientific Heritage. – 2020. – № 47-3 (47).
3. Химич, Ю. С. Формирование лояльности персонала компании // Российское предпринимательство. – 2012. – № 1.
4. Плетнев, Д. А., Казадаев, М. С. Корпоративные университеты в России как драйвер стратегического развития компаний // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2022. – № 5.
5. Каштанова, Е. В., Захаров, Д. К. Цифровая трансформация корпоративной системы обучения // УПИРР. – 2021. – № 1.
6. Илюхина, Л. А. Цифровой формат корпоративного обучения: новые возможности развития / Л. А. Илюхина, И. В. Богатырева // Лидерство и менеджмент. – 2021. – Т. 8. – № 4. – С. 469–482.
7. Кларин, М. В. Корпоративное образование и обучение в организациях: цели и особенности // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. – 2016. – № 1.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят 29.12.2012 № 273-ФЗ. – В редакции от 17.02.2021. – Москва : Эксмо, 2021. – Ст. 76.
9. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 «Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристика качества и руководства по их применению. – URL: https://base.garant.ru/190018/ (дата обращения: 08.01.2025).
10. Панков, Д. А. Способы и алгоритмы тестирования программно-аппаратных комплексов на основе имитации неисправностей : дис. ... канд. техн. наук: 05.13.01 / Д. А. Панков. – Москва, 2007. – 150 с.
11. Кузнецов, А. А., Ковалёв, С. П. Тестирование и мониторинг в распределенных автоматизированных системах технологического управления // ЖВТ. – 2009. – № 4.
12. Пономарев, Д. А. Корпоративная подготовка тестировщиков программного обеспечения как педагогическая проблема // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – Сер.: Филология, педагогика, психология. – 2024. – № 4. – С. 103–114.
13. Пономарев, Д. А., Рудинский, И. Д. Организация эффективного обучения тестировщиков программно-аппаратных комплексов в рамках корпоративного учебного центра // Устойчивое развитие образования: Миссия. Трансформация. Ресурсы : сборник / редакционная коллегия : А. О. Бударина [и др.]. – Калининград : Перо, 2024 – Материалы ХXIV Международного педагогического конгресса «Устойчивое развитие образования. Миссия. Трансформации. Ресурсы», Калининград, 16–20 апреля 2024 г. – C. 335–341. – 453 с.
14. Гришакова, А. С., Дудкина, О. В. Развитие ресурсного потенциала сервисной компании путем корпоративного обучения // Форум молодых ученых. – 2018. – № 8(24).
15. Никифорова, О. А. Онлайн-платформы в практике корпоративного обучения // Социология и право. – 2023. – № 4.
16. Симарова, И. С., Алексеевичева, Ю. В., Алексеева, С. В., Руднева, Л. Н. Формирование системы корпоративного обучения: опыт нефтегазовых компаний // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2018. – № 2 (24).
17. Кузнецов, В. В. Корпоративное образование: содержание и сущность // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – № 1 (35).
18. Мильнер, Б. З. Теория организации : учебник. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 648 с.
19. Карпченко, Ю. В. Система корпоративного обучения как фактор профессионального развития персонала // Форум молодых ученых. – 2020. – № 12 (52).
20. Воротилина, Т. В. Корпоративное обучение на современных промышленных предприятиях: проблемы и особенности реализации / Т. В. Воротилина, И. П. Башкатов // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. – 2021. – № 7(33).
21. Володин, А. А., Бондаренко, Н. Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2014. – № 2.
22. Киндер, Н. В. Обоснование и моделирование принципа системности производства и обучения // Вестник Курганской ГСХА. – 2013. – № 4 (8).
23. Шендерей, П. Э., Шендерей, Г. Э., Романова, И. Н., Зелепухин, Ю. В. Вопросы непрерывного образования и роль межпредметных связей в процессе подготовки специалистов в современных условиях // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 8.
24. Себегатов, К. З., Завада, Г. В., Замалетдинова, Л. Р. Модели подготовки наставника в условиях корпоративного энергетического образования // Концепт. – 2024. – № 6.
25. Александрова, О. Б., Моисейкин, Д. А., Косарьков, Е. А. Интеграция теории и практики как форма инновационного обучения // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-1.
26. Русских, В. Л. Проблемное обучение // Проблемы педагогики. – 2015. – № 10 (11).
27. Алтухова, М. А. Методологические требования к описанию новизны результатов научнопедагогических исследований // Итоги и перспективы интегрированной системы образования в высшей школе России: образование-наука-инновационная деятельность. – 2011. – С. 104.
28. Кузнецова, Е. Н. Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2014. – № 2.
29. Овезова, О., Габитова, Э. М. Педагогические условия подготовки педагогов профессионального обучения к использованию инновационных образовательных технологий // Вестник науки. – 2025. – № 2 (83).
30. Ломовцева, Н. В., Бабкина, А. А., Андрюшечкина, Н. А., Мамедова, Л. Г., Мусин, А. Н. Педагогические условия реализации развивающего обучения в высшей школе // Образование и право. – 2024. – № 6.
31. Макарова, Е. Л. Педагогические условия формирования навыков эффективного общения специалиста в ходе корпоративного обучения : дис. ... канд. пед. наук. – Воронеж, 2017. – 233 с.
32. Bell, B. S., Tannenbaum, S. I., Ford, J. K., Noe, R. A., Kraiger, K. 100 years of training and development research: What we know and where we should go // Journal of Applied Psychology. – 2017. – Т. 102. – № 3. – Рр. 305–323.
33. Павлов, С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления : автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Магнитогорск, 1999. – 23 с.
34. Marsick, V. J., Watkins, K. E. Informal and Incidental Learning in the Workplace. – New York : Routledge, 1990. – 234 с.
35. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1996. – С. 568.
36. Андреев, А. А. Основы открытого образования // отв. ред. В. И. Солдаткин. – Т. 2. – Российский государственный институт открытого образования. – Москва : НИИЦ РАО, 2002. – 680 с.
37. ISTQB (International Software Testing Qualifications Board) международная система квалификации тестировщиков программного обеспечения. – URL: https://www.istqb.org/ (дата обращения: 10.03.2025).
38. Stephen, D. Brookfield. The Skilful Teacher. – Jossey-Bass. 2015. – 336 p.
Рецензия
Для цитирования:
Рудинский И.Д., Пономарев Д.А. Педагогические принципы и условия реализации модели корпоративной подготовки тестировщиков программно-аппаратных комплексов. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(2(72)):11-17. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-11-17
For citation:
Rudinsky I.D., Ponomarev D.A. Pedagogical conditions for the implementation of the corporate training model for software and hardware testers. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2025;(2(72)):11-17. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-11-17