Формирование профессиональной компетенции при изучении дисциплины «Теория и устройство судна» в морском вузе
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-31-35
Аннотация
Профессиональные компетенции являются обязательными для профессиональной деятельности моряков, работа которых, связана с обеспечением безопасности мореплавания. Тем не менее в практике подготовки морских специалистов уделяется внимания недостаточно вопросам формирования профессиональной компетенции, в соответствии с требованиями Кодекса ПДНВ в области теории и устройства судна. Цель исследования – обосновать необходимость формирования профессиональной компетенции при подготовке морских специалистов по дисциплине «Теория и устройство судна», с учетом содержания модельных курсов ИМО 7.01. "Master and Chief Mate", 7.03. "Officer in Charge of a Navigational Watch", на основе компетентностного подхода и экспериментально проверить их эффективность.
Об авторах
Н. Ю. БугаковаРоссия
Нина Юрьевна Бугакова - доктор педагогических наук, профессор
Калининград
И. В. Якута
Россия
Ирина Владимировна Якута - кандидат технических наук, доцент
Калининград
Список литературы
1. Алексеева, Л. Д., Кандерова, О. Н. Рейтинговая оценка профессиональных компетенций: особенности разработки и внедрения // Инновационное развитие профессионального образования. – 2012. – № 1 (01). – С. 59–64. – URL: http://chirpo.ru/files/72/jurnal_1_2012.pdf (дата обращения: 18.11.2024).
2. Грунтов, А. В. Проблема анализа требований ФГОС, профессиональных стандартов и Международной конвенции к профессионально-правовой подготовке курсантов в морском вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота : психолого-педагогические науки. – 2021. – № 3 (57). – С. 195–198.
3. Грунтов, А. В., Самсонова, Н. В., Бугакова, Н. Ю. Методика экспериментальной проверки педагогических условий формирования правовой компетенции курсантов морского вуза // Тенденции развития науки и образования : научный рецензируемый журнал Самара: НИЦ "LJjurnal". – № 94. – Февраль. – 2023 (часть1). – С. 178–184. – DOI:1018411/trnio-02-2023-54 9.
4. Зимняя, И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода. – URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/40487/1/978-5-89516-227-9_2012_008.pdf?ysclid=ltwuvq80kj144642692 (дата обращения: 18.12.2024).
5. Мора-Луис, К. Э., Мартин-Гутьеррес, Дж. Изменение образовательных процессов, обучения и преподавания в инженерном образовании // Евразийский журнал математики, науки и технологического образования. – 2020. – Т. 16 (3). – em1828. – DOI: 10.29333/ejmste/116034.
6. Общая характеристика основной образовательной программы по специальности 26.05.05 «Судовождение» // сайт Калининградского технического университета Российской Федерации. – URL: klgtu.ru (дата обращения: 18.12.2024).
7. Письменный, М. Н. Конвенционная подготовка судоводителей морских судов. – Владивосток : Морской государственный университет, 2009. – 254 с
8. MSc and PhD in Maritime Affairs taught in Malmö. WMU (World Maritime University). – 2015.
9. ПДНВ РУКОВОДСТВО ДЛЯ МОРЯКОВ Международная федерация транспортников (с учетом новых Манильских поправок 2010 года). – URL: https://spbsail.com/wp-content/uploads/2023/04/pdnv-stcw_guide_russian.pdf (дата обращения: 18.12.2024).
10. Рудинский, И. Д., Давыдова, Н. А., Петров, С. В. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход : монография. – Москва : Горячая линия-телеком, 2018. – 240 с.
11. ФГОС ВО по специальности 26.05.05 «Судовождение», утвержденный приказом Министерства образования и науки 15.03.2018 № 191 // сайт Калининградского технического университета Российской Федерации. – URL: klgtu.ru (дата обращения: 18.12.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Бугакова Н.Ю., Якута И.В. Формирование профессиональной компетенции при изучении дисциплины «Теория и устройство судна» в морском вузе. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(2(72)):31-35. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-31-35
For citation:
Bugakova N.Yu., Yakuta I.V. Formation of professional competence in studying the discipline "Theory and structure of the ship" in a maritime university. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2025;(2(72)):31-35. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-31-35