Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Междисциплинарный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в аграрном вузе

https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-83-91

Аннотация

Представлен анализ влияния междисциплинарного подхода в преподавании гуманитарных дисциплин на формирование компетенций, связанных с дальнейшей профессиональной деятельностью студентов-аграриев. Приведены примеры успешного применения междисциплинарного подхода к преподаванию гуманитарных дисциплин в аграрном вузе, которые демонстрируют готовность учебного заведения к адаптации учебных планов к современным требованиям, внедрению междисциплинарных курсов и программ, способствующих более глубокому пониманию гуманитарных наук и формированию у студентов необходимых компетенций. Существующая практика показывает, что междисциплинарный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в вузах является важным инструментом, стимулирующим формирование целостного и глубокого понимания знаний, развитие критического мышления и креативности, а также повышение профессиональной подготовки студентов.

Об авторах

А. И. Кибыш
Калининградский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»
Россия

Анатолий Иванович Кибыш - кандидат педагогических наук, доцент 

Калининград



А. А. Наринян
Калининградский государственный технический университет
Россия

Арам Анатольевич Наринян - кандидат философских наук, доцент 

Калининград



Список литературы

1. Данилкова, М. П. Проблемы гуманитарного образования в условиях новых вызовов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2021. – № 2 (31). – С. 158–162.

2. Демидова, О. Р. Гуманитаристика, гуманитарное знание, гуманитарные науки // Universum : Вестник Герценовского университета. – 2009. – № 11. – С. 7–12.

3. Жиронкина, О. В. Зарубежный опыт междисциплинарного подхода в современном университете // Современные тенденции и инновации в науке и производстве : материалы ХI Международной научно-практической конференции. – Междуреченск, 2022. – С. 315.1–315.5.

4. Ибрагимов, Г. И., Ибрагимова, Е. М. Междисциплинарный аналитический проект как средство развития критического мышления аспирантов // Инновации в профессиональном и профессиональнопедагогическом образовании : материалы 27-й Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2022. – С. 56–60.

5. Ибрагимов, Г. И., Ибрагимова, Е. М. Междисциплинарный аналитический проект как средство развития критического мышления аспирантов // Инновации в профессиональном и профессиональнопедагогическом образовании : материалы 27-й Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2022. – С. 56–60.

6. Исакова, И. А., Петрова, И. Э., Ситникова, И. В. Интердисциплинарность vs междисциплинарность: возможности изучения креативности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2023. – № 1 (173). – С. 310–322.

7. Крепс, Т. В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы применения // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2019. – № 1. – С. 115–120.

8. Курдюмов, А. В., Громова, Н. С. Направления развития навыков критического мышления и принятия решений в структуре междисциплинарного знания // Образование. Наука. Научные кадры. – 2023. – № 4. – С. 205–210.

9. Меньш, Е. А. Реализация междисциплинарных связей при обучении гуманитарным дисциплинам в вузе // Высшее образование сегодня. – 2016. – № 8. – С. 24–27.

10. Миналто, В. С. Проблема устранения фрагментарности знаний о числах и числовых множествах в обучении школьников и будущих учителей математики / В. С. Миналто, Е. П. Кузнецова // Cтуденческая наука – инновационный потенциал будущего: сборник научных статей / Белорусский государственный педагогический университет ; редкол.: В. Д. Стариченок [и др.]. – Минск, 2024. – С. 55–59.

11. Петрова, Н. В. Междисциплинарность как императив развития креативности студентов высших учебных заведений // Предпринимательства и педагогика. – 2023. – 2(2). – С. 132–139.

12. Покровская, Е. М., Раитина, М. Ю., Горских, О. В. Междисциплинарные подходы в обеспечении образовательного процесса в вузе: основные тенденции, цели, задачи // Ped.Rev. – 2014. – № 2 (4). – С. 7–13.

13. Пучков, А. Что такое «фрагментарные знания», и в чем их опасность? – URL: https://ege59.ru/2017/03/27/chto-takoe-fragmentarnye-znaniya-i-v-chem-ix-opasnost (дата обращения: 31.01.2025).

14. Реализация междисциплинарных связей в обучении. – URL: https://konkursotlichnik.ru/articles/realizaciya-mezhdisciplinarnykh-svyazey-v-obuchenii (дата обращения 02.02.2025).

15. Сергеев, А. Л. Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в российских ВУЗах на современном этапе. – URL: https://eot.su/node/13363 (дата обращения 02.02.2025).

16. Хисяметдинова, Э. Ш. Интеграция знаний: междисциплинарный подход в профессиональном образовании. – URL: https://infourok.ru/integraciya-znanij-mezhdisciplinarnyj-podhod-v-professionalnomobrazovanii-7515231.html (дата обращения 30.01.2025).

17. Шешукова, Г. В. Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в непрофильных вузах. // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке – 2014. – № 4 – С.19–34.

18. Юсупова, Л. Н., Татарина, Т. М., Юдин, Н. В. Развитие критического мышления в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности на примере курса «Медиаграмотность» // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 6 (48). – С. 180–191.


Рецензия

Для цитирования:


Кибыш А.И., Наринян А.А. Междисциплинарный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в аграрном вузе. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(2(72)):83-91. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-83-91

For citation:


Kibysh A.I., Narinyan A.A. Interdisciplinary approach in teaching humanities at an Agricultural university. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2025;(2(72)):83-91. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-83-91

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)