Междисциплинарный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в аграрном вузе
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-83-91
Аннотация
Представлен анализ влияния междисциплинарного подхода в преподавании гуманитарных дисциплин на формирование компетенций, связанных с дальнейшей профессиональной деятельностью студентов-аграриев. Приведены примеры успешного применения междисциплинарного подхода к преподаванию гуманитарных дисциплин в аграрном вузе, которые демонстрируют готовность учебного заведения к адаптации учебных планов к современным требованиям, внедрению междисциплинарных курсов и программ, способствующих более глубокому пониманию гуманитарных наук и формированию у студентов необходимых компетенций. Существующая практика показывает, что междисциплинарный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в вузах является важным инструментом, стимулирующим формирование целостного и глубокого понимания знаний, развитие критического мышления и креативности, а также повышение профессиональной подготовки студентов.
Об авторах
А. И. КибышРоссия
Анатолий Иванович Кибыш - кандидат педагогических наук, доцент
Калининград
А. А. Наринян
Россия
Арам Анатольевич Наринян - кандидат философских наук, доцент
Калининград
Список литературы
1. Данилкова, М. П. Проблемы гуманитарного образования в условиях новых вызовов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2021. – № 2 (31). – С. 158–162.
2. Демидова, О. Р. Гуманитаристика, гуманитарное знание, гуманитарные науки // Universum : Вестник Герценовского университета. – 2009. – № 11. – С. 7–12.
3. Жиронкина, О. В. Зарубежный опыт междисциплинарного подхода в современном университете // Современные тенденции и инновации в науке и производстве : материалы ХI Международной научно-практической конференции. – Междуреченск, 2022. – С. 315.1–315.5.
4. Ибрагимов, Г. И., Ибрагимова, Е. М. Междисциплинарный аналитический проект как средство развития критического мышления аспирантов // Инновации в профессиональном и профессиональнопедагогическом образовании : материалы 27-й Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2022. – С. 56–60.
5. Ибрагимов, Г. И., Ибрагимова, Е. М. Междисциплинарный аналитический проект как средство развития критического мышления аспирантов // Инновации в профессиональном и профессиональнопедагогическом образовании : материалы 27-й Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2022. – С. 56–60.
6. Исакова, И. А., Петрова, И. Э., Ситникова, И. В. Интердисциплинарность vs междисциплинарность: возможности изучения креативности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2023. – № 1 (173). – С. 310–322.
7. Крепс, Т. В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы применения // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2019. – № 1. – С. 115–120.
8. Курдюмов, А. В., Громова, Н. С. Направления развития навыков критического мышления и принятия решений в структуре междисциплинарного знания // Образование. Наука. Научные кадры. – 2023. – № 4. – С. 205–210.
9. Меньш, Е. А. Реализация междисциплинарных связей при обучении гуманитарным дисциплинам в вузе // Высшее образование сегодня. – 2016. – № 8. – С. 24–27.
10. Миналто, В. С. Проблема устранения фрагментарности знаний о числах и числовых множествах в обучении школьников и будущих учителей математики / В. С. Миналто, Е. П. Кузнецова // Cтуденческая наука – инновационный потенциал будущего: сборник научных статей / Белорусский государственный педагогический университет ; редкол.: В. Д. Стариченок [и др.]. – Минск, 2024. – С. 55–59.
11. Петрова, Н. В. Междисциплинарность как императив развития креативности студентов высших учебных заведений // Предпринимательства и педагогика. – 2023. – 2(2). – С. 132–139.
12. Покровская, Е. М., Раитина, М. Ю., Горских, О. В. Междисциплинарные подходы в обеспечении образовательного процесса в вузе: основные тенденции, цели, задачи // Ped.Rev. – 2014. – № 2 (4). – С. 7–13.
13. Пучков, А. Что такое «фрагментарные знания», и в чем их опасность? – URL: https://ege59.ru/2017/03/27/chto-takoe-fragmentarnye-znaniya-i-v-chem-ix-opasnost (дата обращения: 31.01.2025).
14. Реализация междисциплинарных связей в обучении. – URL: https://konkursotlichnik.ru/articles/realizaciya-mezhdisciplinarnykh-svyazey-v-obuchenii (дата обращения 02.02.2025).
15. Сергеев, А. Л. Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в российских ВУЗах на современном этапе. – URL: https://eot.su/node/13363 (дата обращения 02.02.2025).
16. Хисяметдинова, Э. Ш. Интеграция знаний: междисциплинарный подход в профессиональном образовании. – URL: https://infourok.ru/integraciya-znanij-mezhdisciplinarnyj-podhod-v-professionalnomobrazovanii-7515231.html (дата обращения 30.01.2025).
17. Шешукова, Г. В. Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в непрофильных вузах. // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке – 2014. – № 4 – С.19–34.
18. Юсупова, Л. Н., Татарина, Т. М., Юдин, Н. В. Развитие критического мышления в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности на примере курса «Медиаграмотность» // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 6 (48). – С. 180–191.
Рецензия
Для цитирования:
Кибыш А.И., Наринян А.А. Междисциплинарный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в аграрном вузе. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(2(72)):83-91. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-83-91
For citation:
Kibysh A.I., Narinyan A.A. Interdisciplinary approach in teaching humanities at an Agricultural university. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and Pedagogical sciences. 2025;(2(72)):83-91. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-83-91