Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Текстоцентризм в усилении гуманитарной составляющей инженерного образования

https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-92-99

Аннотация

Текстоцентризм рассматривается как один из признаков современной личностно-ориентированной образовательной парадигмы, наряду с ее антропоцентризмом и культуроцентризмом. Исследуются факторы, определяющие роль текстоцентризма в процессах гуманизации инженерного образования, оцениваются возможности дальнейшего усилении его гуманитарной составляющей.

Об авторе

Н. Н. Клеменцова
Калининградский государственный технический университет
Россия

Надежда Николаевна Клеменцова - кандидат филологических наук, доцент, профессор 

Калининград



Список литературы

1. Рахуба, Л. Ф. Педагогические условия развития качеств конкурентоспособной личности студента технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : автореф. дис. … канд. пед. наук. ‒ Омск, 2017. – 25 с.

2. Хазова, С. А. Конкурентоспособность специалистов и профессионализм: сопоставление феноменов. – URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html (дата обращения: 13.09.2024).

3. Вишневская, М. В. Формирование гуманитарной культуры в условиях профессиональной подготовки студентов-инженеров // Известия Саратовского университета. ‒ 2011. ‒ Т. 11. – Сер. Философия. Психология. Педагогика. ‒ Вып. 3. – С. 110–113.

4. Орешников, И. М. Культурно-гуманистическая парадигма инженерно-технического образования // История и педагогика естествознания. – 2015. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnogumanisticheskaya-paradigma-inzhenernotehnicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 09.10.2024).

5. XI ежегодный форум ведущих вузов «Будущее высшей школы» // Сайт Российского союза ректоров. – URL: https://rsr-online.ru/news/2023/6/7/rossijskie-rektory-podderzhali-razvitie-ekonomicheskogomyshleniya-u-budushih-inzhenerov/ (дата обращения: 28.01.2025).

6. Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров : материалы II Всероссийской научно-методической конференции. – Москва : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010.

7. Элиасберг, Н. И. Д. С. Лихачев и гуманитарная культура личности сквозь призму жизни и творчества / Н. И. Элиасберг // Гуманитарная культура личности – основа и цель современного образования. – Санкт-Петербург : Союз, 2008. – С. 9–33.

8. Филатова, Н. Г. Гуманитарная культура как парадигма формирования личности : автореф. дис. … канд. философ. наук. – Самара, 2012. – 24 с.

9. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста / Н. С. Болотнова. – Томск : Издательство ТПГУ, 2006. – 631 с.

10. Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. – Москва : Искусство, 1986. – С. 297–325.

11. Салосина, И. В. Формирование профессиональной текстовой компетентности будущих педагогов в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2007. – 21 с.

12. Малашина, Т. И. Образовательное пространство как система коммуникативных отношений : автореф. дис. … канд. философ. наук. – Москва, 2006. – 26 с.

13. Караулов, Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения / Ю. Н. Караулов, Е.В. Красильникова // Язык и личность. ‒ Москва : Наука, 1989. – С. 3–11.

14. Богословская, И. В. Языковая личность и проблема понимания сложности текста // Вестник Череповецкого государственного университета. ‒ 2011. ‒ № 3. ‒ Т. 2. ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-lichnost-i-problema-ponimaniya-slozhnosti-teksta (дата обращения: 02.02.2025).

15. Левушкина, О. Н. Функции текста в современном процессе обучения русскому языку / О. Н. Левушкина // Преподаватель XXI века. – 2011. ‒ № 4. ‒ С. 177–182.

16. Войтик, Н. В. Актуализация педагогического потенциала учебного текста (на примере обучения иностранным языкам в вузе) : автореф. дис. … канд. пед. наук. ‒ Тюмень, 2004. – 24 с.

17. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов: под ред. В. А. Сластенина. ‒ Москва : Академия, 2013. – 576 с.

18. Краевский, В. В. Принципы личностно-ориентированного обучения / В. В. Краевский // Элитариум. Центр дополнительного образования. – URL: http://www.elitarium.ru/princip-obuchenie-poznanie-celiznanija-organizacija-soderzhanie-obrazovanija/ (дата обращения: 11.10.2023).

19. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань : Пилигрим, 2010. – 486 с.

20. Александров, Е. П. Учебный текст и текстовая деятельность в образовательном процессе // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2015. – № 2. – С. 130–135.

21. Голышкина, Л. А. Текстовая компетенция как ценностная доминанта современного образования: риторический подход // Философия образования. – 2011. – № 1. – С. 129–135.

22. Лопатухина, Т. А. Текстоцентрический подход в образовательном пространстве высшей военной школы (на материале иноязычного образования) : автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Ставрополь, 2003. ‒ 48 с.

23. Клеменцова, Н. Н. Формирование общекультурной компетентности студентов на основе текстоцентрического подхода / Н. Н. Клеменцова // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 32. ‒ № 4. – С. 106–123.

24. Гуманизация обучения и воспитания в системе образования: теория и практика : материалы международной научно-практической конференции 20–21 марта 2012 года. – Пенза – Ереван – Колин : Научноиздательский центр «Социосфера», 2012. – 183 с.


Рецензия

Для цитирования:


Клеменцова Н.Н. Текстоцентризм в усилении гуманитарной составляющей инженерного образования. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(2(72)):92-99. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-92-99

For citation:


Klementsova N.N. Textcentrism in enhancing the humanitarian component of engineering education. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2025;(2(72)):92-99. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-92-99

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)