Preview

THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education)

Advanced search

Textcentrism in enhancing the humanitarian component of engineering education

https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-92-99

Abstract

Textcentrism is considered as one of the features of the modern personality-oriented educational paradigm, along with its anthropocentrism and culture-centrism. The factors determining the role of textcentrism in the processes of humanization of engineering education are investigated and the possibilities of further enhancing its humanitarian component are assessed.

About the Author

N. N. Klementsova
Kaliningrad State Technical University
Russian Federation

 Kaliningrad



References

1. Рахуба, Л. Ф. Педагогические условия развития качеств конкурентоспособной личности студента технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : автореф. дис. … канд. пед. наук. ‒ Омск, 2017. – 25 с.

2. Хазова, С. А. Конкурентоспособность специалистов и профессионализм: сопоставление феноменов. – URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html (дата обращения: 13.09.2024).

3. Вишневская, М. В. Формирование гуманитарной культуры в условиях профессиональной подготовки студентов-инженеров // Известия Саратовского университета. ‒ 2011. ‒ Т. 11. – Сер. Философия. Психология. Педагогика. ‒ Вып. 3. – С. 110–113.

4. Орешников, И. М. Культурно-гуманистическая парадигма инженерно-технического образования // История и педагогика естествознания. – 2015. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnogumanisticheskaya-paradigma-inzhenernotehnicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 09.10.2024).

5. XI ежегодный форум ведущих вузов «Будущее высшей школы» // Сайт Российского союза ректоров. – URL: https://rsr-online.ru/news/2023/6/7/rossijskie-rektory-podderzhali-razvitie-ekonomicheskogomyshleniya-u-budushih-inzhenerov/ (дата обращения: 28.01.2025).

6. Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров : материалы II Всероссийской научно-методической конференции. – Москва : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010.

7. Элиасберг, Н. И. Д. С. Лихачев и гуманитарная культура личности сквозь призму жизни и творчества / Н. И. Элиасберг // Гуманитарная культура личности – основа и цель современного образования. – Санкт-Петербург : Союз, 2008. – С. 9–33.

8. Филатова, Н. Г. Гуманитарная культура как парадигма формирования личности : автореф. дис. … канд. философ. наук. – Самара, 2012. – 24 с.

9. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста / Н. С. Болотнова. – Томск : Издательство ТПГУ, 2006. – 631 с.

10. Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. – Москва : Искусство, 1986. – С. 297–325.

11. Салосина, И. В. Формирование профессиональной текстовой компетентности будущих педагогов в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2007. – 21 с.

12. Малашина, Т. И. Образовательное пространство как система коммуникативных отношений : автореф. дис. … канд. философ. наук. – Москва, 2006. – 26 с.

13. Караулов, Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения / Ю. Н. Караулов, Е.В. Красильникова // Язык и личность. ‒ Москва : Наука, 1989. – С. 3–11.

14. Богословская, И. В. Языковая личность и проблема понимания сложности текста // Вестник Череповецкого государственного университета. ‒ 2011. ‒ № 3. ‒ Т. 2. ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-lichnost-i-problema-ponimaniya-slozhnosti-teksta (дата обращения: 02.02.2025).

15. Левушкина, О. Н. Функции текста в современном процессе обучения русскому языку / О. Н. Левушкина // Преподаватель XXI века. – 2011. ‒ № 4. ‒ С. 177–182.

16. Войтик, Н. В. Актуализация педагогического потенциала учебного текста (на примере обучения иностранным языкам в вузе) : автореф. дис. … канд. пед. наук. ‒ Тюмень, 2004. – 24 с.

17. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов: под ред. В. А. Сластенина. ‒ Москва : Академия, 2013. – 576 с.

18. Краевский, В. В. Принципы личностно-ориентированного обучения / В. В. Краевский // Элитариум. Центр дополнительного образования. – URL: http://www.elitarium.ru/princip-obuchenie-poznanie-celiznanija-organizacija-soderzhanie-obrazovanija/ (дата обращения: 11.10.2023).

19. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань : Пилигрим, 2010. – 486 с.

20. Александров, Е. П. Учебный текст и текстовая деятельность в образовательном процессе // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2015. – № 2. – С. 130–135.

21. Голышкина, Л. А. Текстовая компетенция как ценностная доминанта современного образования: риторический подход // Философия образования. – 2011. – № 1. – С. 129–135.

22. Лопатухина, Т. А. Текстоцентрический подход в образовательном пространстве высшей военной школы (на материале иноязычного образования) : автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Ставрополь, 2003. ‒ 48 с.

23. Клеменцова, Н. Н. Формирование общекультурной компетентности студентов на основе текстоцентрического подхода / Н. Н. Клеменцова // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 32. ‒ № 4. – С. 106–123.

24. Гуманизация обучения и воспитания в системе образования: теория и практика : материалы международной научно-практической конференции 20–21 марта 2012 года. – Пенза – Ереван – Колин : Научноиздательский центр «Социосфера», 2012. – 183 с.


Review

For citations:


Klementsova N.N. Textcentrism in enhancing the humanitarian component of engineering education. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2025;(2(72)):92-99. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-92-99

Views: 45


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)