Проектный и игровой потенциал кинопедагогики в обучении русскому языку как иностранному
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-119-126
Аннотация
Раскрыты возможности использования системы проектных и игровых заданий в обучении русскому языку как иностранному (РКИ), основанные на методах кинопедагогики. Выдвинута гипотеза о том, что методы кинопедагогики, совмещающие характеристики медиаобразования, проектного и игрового подходов, эффективны в обучении РКИ, поскольку соответствуют современной аудиовизуальной культуре. Исследование показало, что реализация проектных и игровых заданий, основанных на методах кинопедагогики, возможна уже на базовом уровне освоения русского языка (А2). Проведённое исследование позволило верифицировать предложенную авторами гипотезу о высоком лингводидактическом потенциале кинопедагогики в обучении русскому языку как иностранному.
Об авторах
М. Н. КожевниковаРоссия
Мария Николаевна Кожевникова - доктор педагогических наук, доцент
Москва
Т. А. Филипская
Россия
Татьяна Анатольевна Филипская - канд, пед. наук, доцент
Москва
Список литературы
1. Глебова, Н. Н., Орехова, И. А. О русских фильмах по-русски : пособие по развитию речи. – Москва : Русский язык. Курсы, 2016. – 176 с.
2. Гордиенко, О. В., Омельченко, Е. А., Ряузова, О. Ю. Методические рекомендации для педагогических работников, осуществляющих преподавание русского языка как иностранного в образовательных организациях стран СНГ и дальнего зарубежья / под общ. ред. Д. А. Кудрявцевой. – Москва : МПГУ, 2022. – 212 с.
3. Григорьева, Е. Я. Креолизованные тексты в межкультурной коммуникации // W Kregu Zagadnien Semantiki i Stilistiki Tekstu. – Widawniktwo Universytety Lodzkiego, 2014. – C. 49–53.
4. Кожевникова, М. Н., Хамраева, Е. А., Кытина, В. В. Онлайн-путешествие в Россию: виртуальная социокультурная среда для обучения русскому языку как иностранному // Русистика. – 2022. – Т. 20. – № 3. – С. 377–392.
5. Кузнецов, А. Л., Кожевникова, М. Н. Роль культурологического аспекта обучения в процессе социокультурной адаптации иностранных учащихся на примере учебного пособия «Из истории русской культуры» // Мир русского слова. – 2006. – № 4. – С. 85–88.
6. Лавочкина, О. П. Воспитательный потенциал кинопедагогики в преподавании РКИ // РКИ: лингвометодическая образовательная платформа : сборник научных трудов Международной научнопрактической конференции. – Белгород, 2024. – С. 84–90.
7. Мингалева, Л. А. Обучение русскому языку как иностранному средствами кинопедагогики // Российские и зарубежные практики повышения резильентности образовательных организаций : материалы Международной научно-практической конференции. – Казань, 2024. – С. 124–133.
8. Реутова, М. А., Коломейцева, Е. Б., Галкина, С. Ф. Метод кинопедагогики в обучении инофонов русскому языку // сборник материалов ХХ международной научно-практической конференции «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории». – Санкт-Петербург, 2022. – С. 260–264.
9. Стародуб-Афанасьева, Я. Ю. «Я понимаю!»: опыт реализации инновационного межвузовского проекта по обучению китайских студентов русскому языку на базе кинопедагогики // Общество: социология, психология, педагогика. – 2023. – № 11 (115). – С. 180–184.
10. Уварова, Н. Л., Фрайфельд, Е. Б. Педагогическая синемалогия в профессиональной подготовке специалистов : монография. – Нижний Новгород, 2006. – 175 с.
11. Усов, Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников : дис. … д-ра пед. наук. – Москва, 1989. – 362 с.
12. Федоров, А. В. Медиаобразование: история и теория. – Москва : Образование для всех, 2015. – 450с.
13. Филипская, А. В. Использование технологии геймификации в обучении английскому языку студентов технологического вуза // Человеческий капитал. – 2024. – № 12 (192). – С. 269–276.
14. Хурмуз, О. В. Методическая модель использования художественных фильмов при обучении русскому языку как иностранному : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2018. – 22 с.
15. Эрлих, Я. В. Эпизоды. Видеокурс для развития речи : учебное пособие. – Москва : Русский язык. Курсы, 2020. – 192 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кожевникова М.Н., Филипская Т.А. Проектный и игровой потенциал кинопедагогики в обучении русскому языку как иностранному. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(2(72)):119-126. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-119-126
For citation:
Kozhevnikova M.N., Filipskaya T.A. The project and game potential of film pedagogy in teaching russian as a foreign language. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2025;(2(72)):119-126. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-119-126