Проблема адаптации пятиклассников в условиях возрастного кризиса
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-178-182
Аннотация
Рассматривается проблема адаптации пятиклассников в новой образовательной среде в условиях возрастного кризиса, характерного для данного возрастного периода. Приведен анализ психологических и физиологических особенностей младшего подросткового возраста, выявляются основные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при переходе в среднее звено школы. Исследуются потребности и мотивационные особенности младших подростков. Рассматривается феномен раздвоения потребностно-мотивационной сферы обучающихся. Проанализированы исследования познавательной мотивации и уровня адаптации на момент начала 5 класса.
Ключевые слова
Об авторах
Е. Е. АлексееваРоссия
Елена Евгеньевна Алексеева - кандидат педагогических наук, доцент, доцент
Калининград
Э. В. Костина
Россия
Эвелина Витальевна Костина - бакалавр
Калининград
Список литературы
1. Алексеева, Е. Е. Концептуальные основания цифровой трансформации дополнительного образования учителя // Перспективы науки. – 2023. – № 6 (165). – С. 167–172.
2. Алексеева, Е. Е. Визуализация информации в условиях цифровой образовательной среды. Самарский научный вестник. – 2023. – Т. 12. – № 2. – С. 203–207.
3. Андреева, И. А., Анохина, С. А. Стресс в подростковом возрасте // Вестник Санкт-петербургского университета МВД России. – 2006. – № 32. – С. 374–380.
4. Гавриленко, Л. С., Чупина, В. Б., Тарасова, Т. И. «Образовательные потребности»: теоретический анализ понятия // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2022. – № 2. – С. 51–63.
5. Гельфман, Э. Г., Холодная, М. А. Методические основы конструирования учебных текстов по математике для учащихся основной школы. – Томск, 2004.
6. Гребенюк, О. С. Процесс воспитания мотивации изучения предметов естественно-математического цикла у учащихся старших классов : дис. … канд. пед. наук. – Москва, 1975.
7. Данилова, С. А., Кузнецова, О. В. Проблемы адаптации учащихся пятых классов к обучению в среднем звене. – 2020.
8. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. – Москва : Смысл, 2000.
9. Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология. – Москва : Просвещение, 1973. – 290 с.
10. Поспелова, Е. Д. Возрастные особенности обучающихся подросткового возраста. – 2014.
11. Просвирова, И. Г. Особенности мотивации учебной деятельности у учащихся младшего подросткового возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2006. – № 10. – С. 61–64.
12. Чекина, Л. Ф. Психология развития : учебное пособие / Л. Ф. Чекина. – Санкт-Петербург : Лань, 2018. – 208 c.
13. Чмыхало, С. М. Роль учителя в развитии личности младшего школьника // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. – 2020. – № 1. – С. 285–287.
Рецензия
Для цитирования:
Алексеева Е.Е., Костина Э.В. Проблема адаптации пятиклассников в условиях возрастного кризиса. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(2(72)):178-182. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-178-182
For citation:
Alekseeva E.E., Kostina E.V. The problem of adapting fifth graders to the age crisis. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2025;(2(72)):178-182. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-178-182