Особенности личностной зрелости и ценностных ориентаций будущих педагогов-психологов
https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-213-219
Аннотация
Исследуется взаимосвязь личностной зрелости и ценностей студентов. Актуальность темы обусловлена тем, что в студенческом возрасте происходит активное формирование идентичности, системы ценностей и черт взрослости, что оказывает влияние на выбор жизненного пути и социальную адаптацию. Исследование проводилось путём выбора студентов с применением методик диагностики личностной зрелости В. А. Руженкова и опросника ценностей Ш. Шварца. Полученные результаты показали наличие статистически значимых корреляций между показателями зрелости и ориентацией на ценность безопасности. Это свидетельствует о том, что ощущение стабильности и предсказуемости может быть важным ресурсом развития зрелой личности и формирования ценностно-смысловой профессиональной Я-концепции будущих педагогов-психологов.
Об авторах
И. С. НовиковаРоссия
Ирина Сергеевна Новикова - ассистент кафедры
Москва
М. Д. Батаева
Россия
Мария Дмитриевна Батаева - старший преподаватель
Москва
А. А. Филиппова
Россия
Анастасия Александровна Филиппова - студентка
Москва
Список литературы
1. Abdrauova, E. R. Social psychology of student age // Human. Society. Culture. Socialization. – Ufa, 2023. – Рp. 105–108.
2. Ananyev, B. G. Man as an object of cognition. – St. Petersburg : Peter, 2001. – 288 p.
3. Golovey, L. A. Psychological maturity of personality. – St. Petersburg : Scythia-print, St. Petersburg State University, 2014. – 240 p.
4. Yerofeeva, V. G. Features of becoming adulthood: adaptation of the questionnaire in Russian culture // Social psychology and society. – 2023. – Vol. 14. – № 3. – Рp. 187–204.
5. Leontiev, A. N. Activity. Conscience. Personality. – Moscow : Politizdat. – 1977. – 130 p.
6. Novikova, I. S. Features of student life satisfaction in the process of forming a value-semantic professional self-concept at a pedagogical university / I. S. Novikova, E. A. Ivanova // Proceedings of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet : psychological and pedagogical sciences. – 2024. – № 3(69). – Pp. 113–119. – DOI 10.46845/2071-5331-2024-3-69-113-119. – EDN KHRCFV.
7. Novikova, I. S. Pedagogical conditions for the formation of a value-semantic professional self-concept for students of a pedagogical university / I. S. Novikova // Proceedings of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet : psychological and pedagogical sciences. – 2023. – № 4(66). – Pp. 98–101. – DOI 10.46845/2071-5331-2023-4-66-98-101. – EDN MEXVCK.
8. Novikova, I. S. Substantive conditions of higher psychological and pedagogical education in the process of forming students' professional self-concept / I. S. Novikova // Shamov readings : collection of articles of the XV International Scientific and Practical Conference : аt 2 a.m., Moscow, January 21–25, 2023. – Vol. 2. – Moscow : 5 for Knowledge, 2023. – Рp. 690–693. – EDN HMIDKC.
9. Rokich, M. The nature of human values. – Moscow: Progress Publ., 1973. – 438 p.
10. Rubinstein, S. L. Fundamentals of general psychology. – St. Petersburg : Peter. – 2002. – 720 p.
11. Ruzhenkov, V. A., Ruzhenkova, V. V., Lukyantseva, I. S. Methods of diagnosis of personal maturity // Actual problems of medicine. – 2016. – № 26(247). – Рp. 65–70.
12. Sakharova, T. N. Interrelation of value orientations and prosocial behavior of modern youth and children / T. N. Sakharova, N. V. Tamarskaya, I. S. Novikova // Perspectives of science and education. – 2024. – № 6(72). – Pp. 554–574. – DOI 10.32744/pse.2024.6.34. – EDN REBXGR.
13. Tamarskaya, N. V. Value-semantic professional self-concept of pedagogical University students: a structural and substantive aspect / N. V. Tamarskaya, I. S. Novikova // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. – 2023. – № 4(133). – Pp. 54–62. – DOI 10.20323/1813-145X_2023_4_133_54. – EDN WESIMU.
Рецензия
Для цитирования:
Новикова И.С., Батаева М.Д., Филиппова А.А. Особенности личностной зрелости и ценностных ориентаций будущих педагогов-психологов. ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2025;(2(72)):213-219. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-213-219
For citation:
Novikova I.S., Bataeva M.D., Filippova A.A. Features of personal maturity and value orientations of future educational psychologists. THE TIDINGS of the Baltic State Fishing Fleet Academy Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education). 2025;(2(72)):213-219. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2025-2-72-213-219