Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск
№ 1(71) (2025)
Скачать выпуск PDF

УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ

7-9 12
Аннотация

Представлена методика прогнозирования успеваемости студентов на основе использования методов теории вероятности. Рассматривается система «студенты – учебный процесс». Показано, что с помощью теории марковских процессов можно исследовать возможные состояния этой системы, также представлены алгоритм реализации методики прогнозирования и пример такой реализации.

10-20 7
Аннотация

Исходя из того, что человеческий капитал представляет собой способность человека превращать информацию в знания, а знания – в практическую деятельность, в работе постулируется особое значение образовательной компоненты в целом в её структуре. Рассматривается вопрос о содержании и векторе развития дополнительного образования и профессиональной ориентации в современной России в контексте формирования человеческого капитала. Дополнительное образование должно обеспечивать доступ к освоению ребенком основных семиотических систем на протяжении всех стадий его жизненного цикла, а обширный спектр реализованных способностей и интересов подрастающего поколения должны в свою очередь формировать основу для восприятия ими социальных ценностей и включения в продуктивную профессиональную жизнь.

21-26 11
Аннотация

Изучаются возможности внедрения микрообучения в систему современного дополнительного профессионального образования в рамках дистанционного формата корпоративного обучения. Микрообучение позволяет повысить гибкость используемых в сфере корпоративного образования образовательных технологий и обеспечивает большее соответствие запросам компании в отношении квалификации и компетенций персонала.

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

27-32 11
Аннотация

Образование, являясь стратегически важной сферой деятельности каждого государства, определяет политико-экономическое, социальное и культурное развитие этого государства и формирует нравственные ценности вновь возникающего общества, поэтому каждое суверенное государство уделяет особое внимание развитию образования. Говоря о направлениях развития во всех сферах Азербайджанской Республики, переживающей 21-й год своей независимости, можно увидеть, насколько прозрачны и понятны эти направления. После обретения независимости, в процессе поиска цивилизованных, демократических моделей построения нового общества, интеграция мирового опыта обновления системы образования приобрела большой масштаб. Тенденция развития, наблюдаемая во всех сферах жизни общества, начиная с экономической сферы, порождает оптимистические представления о будущем нашей страны.

33-44 8
Аннотация

Рассматривается применение методов и моделей системного анализа для оптимизации образовательного процесса подготовки специалистов по землеустройству. Основное внимание уделяется методу «Дерево решений» для анализа тестовых данных студентов и модели «Вход–Выход» для оценки изменений в учебных программах. На основе реальных данных тестирования студентов демонстрируется построение дерева решений, анализируются его структура, алгоритмы и метрики качества модели (точность, индекс Джини). Применение таких подходов позволяет разрабатывать персонализированные рекомендации для студентов, адаптировать содержание курсов к их образовательным потребностям и на этой основе повышать качество подготовки специалистов.

45-49 8
Аннотация

Рассматриваются вопросы организации семейного образования как одной из форм получения общего образования в РФ, распространяющихся в настоящее время. Предпринята попытка анализа федерального законодательства, определяющего права и обязанности участников образовательных отношений. Формулируются проблемы нормативно-правового регулирования организации семейного образования, причины по которым родители выбирают для своих детей эту форму обучения, риски и трудности при организации семейного образования.

50-54 9
Аннотация

Рассмотрена проблема формирования экономической компетентности студентов – будущих инженеров, актуальность которой определяется широким внедрением новейших технологий, влекущих за собой расширение сфер профессиональной деятельности инженера. Возрастающая сложность современных инженерных задач требует от молодых специалистов не только глубоких технических знаний, но и высокой экономической грамотности, которая становится важнейшим аспектом профессионализма инженера. Владение методологией разработки и принятия обоснованных экономических решений в различных сферах производства способствует формированию комплексного понимания технико-технологических проблем.

55-59 9
Аннотация

Раскрывается проблема, заключающаяся в выявлении исторической сущности физической культуры. Физическая культура, по мнению государства, имея большие потенциальные возможности, становится важнейшим способом укрепления и сохранения здоровья, развития личностных и профессиональных качеств, повышения работоспособности и уровня двигательной активности человека. Проводится взаимосвязь между культурой и физической культурой, так как наряду с культурой в целом физическая культура призвана формировать всесторонне развитую личность – главного субъекта исторического процесса. Выявлено, что физическая культура проявляется во множестве исторически сложившихся и постоянно развивающихся новых физических упражнений. Углубленное изучение истории физической культуры в будущем может отразиться не только на физическом состоянии одного индивида, но и на будущем современного общества.

60-65 7
Аннотация

Рассматривается проблема создания психолого-педагогических классов в общеобразовательных школах: нормативно-правовые аспекты, решаемые задачи, требования к зачислению учащихся, содержание профильного обучения, некоторые результаты работы психолого-педагогических классов, предлагаются мероприятия по повышению роли психолого-педагогических классов в профориентационной работе общеобразовательной школы.

66-72 15
Аннотация

Обосновывается важность формирования у молодых специалистов в сфере менеджмента компетенций, соответствующих современным требованиям к их профессиональному развитию, что обусловлено эволюцией функций менеджмента, глобализацией производства, цифровизацией экономики и широким внедрением инновационных технологий. Развитие у будущих руководителей профессиональной мультифункциональности является ключевым фактором успеха в современных рыночных условиях, характеризуемых неопределённостью, сложностью, динамизмом, непредсказуемостью и высокой конкуренцией. В сложившихся условиях возникает необходимость в поиске эффективных механизмов, способствующих согласованию общественного спроса на квалифицированных специалистов с индивидуальной профессиональной мотивацией студентов.

73-76 8
Аннотация

Рассматривается процесс наставничества для преподавателей. Приведены примеры формального и неформального наставничества, его значение и преимущества как для начинающих педагогов, так и для опытных преподавателей. Акцентируется неформальное наставничество через ассоциации, являющиеся ведущим направлением, через которое осуществляется внедрение инновационных методов, приемов, средств и решений в педагогический процесс.

77-82 7
Аннотация

Проблема – определение понятия персонализации в контексте дополнительного профессионального образования и анализ основных подходов и методов персонализации. Это позволит адаптировать образовательный процесс к индивидуальным потребностям каждого обучаемого, оптимизировать работу преподавателей и улучшить результаты обучения в целом.

83-86 6
Аннотация

Рассматриваются вопросы реализации программы «Передовые инженерные школы». Приведены условия реализации этой программы на примере кафедры ТНВиМ ФГБОУ ВО «КНИТУ». Рассмотрена программа профессиональной переподготовки, ориентированная на преподавателей, работающих в программах «Передовых инженерных школ».

ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

87-91 9
Аннотация

Раскрывается тема влияния эвристического обучения студентов на их готовность к саморазвитию. Актуальность темы связана с тем, что в современных условиях нарастания изменений в образовательной и профессиональной сферах востребованными являются навыки самообучения и саморазвития у всех участников этих процессов. Эвристическое обучение способствует формированию таких навыков. Студенты, получившие образование на основе эвристического подхода, демонстрируют готовность к решению нестандартных задач, способность к самостоятельному принятию решений в сложных профессиональных и социальных ситуациях.

92-95 6
Аннотация

Анализируется вопрос, как в народной педагогике представлены влияние судьбы на жизнь человека и фактор наследственности. Будет правильным отметить, что необходимо учитывать фактор среды в формировании личности, а также особенности воспитательного фактора в народной педагогике. Исследованы общие представления о методах и средствах народного образования. Отмечается единство методов и форм в народном образовании и их взаимное применение. Перечисляются национальные обычаи и традиции в единстве с религиозными ценностями как одно из средств народного воспитания.

96-100 6
Аннотация

Рассматриваются особенности формирования ценностных ориентаций современной молодежи (теоретический аспект), и обосновывается роль образования и воспитания в процессе формирования подрастающего поколения как главного элемента культуры.

101-106 7
Аннотация

В России уделяется особое внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, так как обеспечение безопасности граждан, ведения ими здорового образа жизни, соблюдение норм и правил безопасного поведения, сохранение жизни и здоровья является одним из приоритетных компонентов высокого уровня жизни граждан. Именно формирование культуры безопасности жизнедеятельности определено главным целевым ориентиром деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Представлена методология исследования – анализ научной и учебной литературы по проблеме формирования культуры безопасности, а также определение научного аппарата и подбора методик исследования. Результаты исследования: проанализированы подходы различных ученых к процессу формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены основные задачи формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся, а также ценностные ориентации формирования этой культуры.

107-110 6
Аннотация

Рассматриваются вопросы разработки курсов дополнительного профессионального образования для повышения квалификации специалистов в сфере производства мебели. Проводится анализ современных методов обучения, успешных инициатив и возможностей сотрудничества с промышленностью. Результатами исследования являются рекомендации по созданию эффективных программ обучения, в которых учтены потребности рынка и которые способствуют повышению квалификации работников. Сделан акцент на необходимости модернизации учебных курсов в соответствии с инновационными технологиями и текущими задачами отрасли.

111-114 3
Аннотация

Компетенция познавательной самостоятельности предполагает формирование когнитивных навыков самостоятельной работы студентов, что позволяет обучающимся эффективно организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования, решать учебные и самообразовательные проблемы, связывать воедино и использовать отдельные части знания, извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта, брать на себя ответственность за получаемое образование.

115-120 7
Аннотация

Рассматриваются основные проблемы, вызывающие трудности гражданского и патриотического воспитания студентов технического вуза и пути решения указанных проблем на примере опыта работы Калининградского государственного технического университета, определяются перспективы деятельности технического вуза по воспитанию патриотизма.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

121-126 7
Аннотация

Рассматриваются существующие определения понятия «коммуникативная грамотность», предлагается авторская формулировка, выделяются компоненты и уровни сформированности коммуникативной грамотности, приводятся примеры форм и методов, способствующих ее формированию, рассматривается поэтапный процесс формирования коммуникативной грамотности у курсантов Пермского института ФСИН России.

127-131 6
Аннотация

Рассматривается методический приём «Ромашка Блума», который применяется при обучении профессионально-ориентированному чтению студентов естественнонаучных и технических специальностей. Этот приём до сих пор сохраняет свою актуальность благодаря простоте и доступности для преподавателей-практиков. Доказано, что использование рекомендаций по составлению вопросов, относящихся к различным уровням мышления, обеспечивает более успешное формирование у учащихся мыслительных навыков. В качестве практической реализации приёма приводятся примеры из учебно-методического пособия, которое было разработано для студентов инженерной академии, факультета математических и естественных наук, института экологии РУДН (уровень владения русским языком как иностранным В1+).

132-139 4
Аннотация

Педагогический опыт в процессе обучения будущих реставраторов в контексте реконструкции архитектурного наследия становится актуальной задачей художественноэстетического оформления архитектурного пространства, наполнения среды объектами разного рода живописи. В современном искусстве важно опираться на опыт применения разнообразных техник и технологий, обогащая пространственную среду элементами декора. Стационарность и долговечность произведений монументальной и станковой живописи зависит от состава и качества применяемых материалов. Для идентификации состава полимеров необходимо сопоставить ряд физических и химических характеристик и проанализировать изменения, происходящие в процессе старения материалов под действием окружающей среды.

140-145 9
Аннотация

Определено, что арт-педагогические технологии, интегрирующие искусство в образовательный процесс, играют важную роль в условиях, когда современное обществотребует от молодежи высокой социальной компетенции и готовности к постоянной самореализации. Даны определения понятий «креативность» и «самореализация». Рассмотрено значение интерактивных арт-педагогических технологий в контексте создания комфортного пространства для самореализации, активного взаимодействия и совместного творчества обучающихся, развития их критического, креативного мышления и творческих навыков. Приведены основные методы в рамках названной технологии; рассмотрены сложности, которые могут возникнуть в процессе. Проанализированы результаты исследования, проведенного с целью выявления влияния интерактивных арт-педагогических технологий на развитие креативности и побуждения к самореализации молодежи. Сделаны выводы о необходимости обеспечения комфортных для современной молодежи условий в ходе их реализации.

146-149 4
Аннотация

Рассматриваются вопросы взаимодействия педагога с родителями в условиях образовательной организации. Описан авторский подход к организации и содержанию педагогического блока заданий по практической подготовке будущих педагогов в КГУ им. К. Э. Циолковского, способствующих выстраиванию взаимодействия с семьей в будущей профессиональной деятельности.

150-156 3
Аннотация

Разработан диагностический инструментарий по исследованию уровня развития бережного отношения к животным в ходе освоения анималистического жанра, проведению начальной диагностики изучаемого качества у школьников и ее анализу. Проявление равнодушия и жестокости по отношению к животным очень распространено среди школьников и даже взрослых людей, поэтому проблема является крайне актуальной. В современном обществе все чаще можно встретить низкий уровень экологической, эстетической культуры, вследствие пропагандирования прагматических «ценностей» и отсутствия ценности духовных качеств и морали. Также наблюдается отсутствие эмпатии и сострадания, что выливается в безответственное отношение к животным. Эколого-эстетический подход в образовании может осуществляться на уроках изобразительного искусства, поэтому проблема развития бережного отношения к животным в ходе освоения анималистического жанра может быть решена с помощью задействования эмоционально-образной сферы обучающихся, для этого необходимо разработать диагностический инструментарий по исследованию искомого качества у школьников.

157-161 9
Аннотация

Трансформация системы высшего образования, в том числе цифровизация, требуют нового взгляда на уже известные понятия и их переосмысление. Возникшие в XIX веке, развивающиеся в ХХ и ХХI веках такие понятия, как «мотивация», «мотив», «учебная мотивация» и «профессиональная мотивация» в каждую эпоху требуют новых подходов к их изучению, особенно в условиях широко распространившегося дистанционного и смешанного обучения. Целью нашей работы стал профессиографический мониторинг мотивационного компонента профессиональной компетентности курсантов морского вуза в смешанном формате обучения.

162-165 3
Аннотация

Предложен поиск путей оптимизации процесса обучения иностранных студентов русскому языку за счёт определения наиболее острых проблем, их анализа и предложения способов решения. Наиболее актуальные проблемы, с которыми регулярно сталкивается большинство преподавателей, объединены в три группы: административные, организационные и коммуникативные (взаимодействие преподавателей между собой и преподавателей со студентами). Каждая из проблем изучена и описана с точки зрения причин её возникновения и возможных способов решения. В заключении выражается мнение, что для оптимизации обучения иностранных студентов русскому языку важно учитывать все аспекты образовательного процесса и выстраивать единую прозрачную систему взаимодействия между всеми его участниками, как в общедидактическом, так и межличностном плане.

166-170 8
Аннотация

Рассматривается один из начальных этапов проектирования интерьера, где архитектор-дизайнер с помощью ассоциативно-визуальных карт взаимодействует с заказчиком и коллегами внутри проектной группы. Существуют разные типы ассоциативно-визуальных карт, каждая их которых помогает эффективно определить вектор развития проекта на разных этапах согласования и уменьшить сроки на этапе предпроектного анализа.

171-175 4
Аннотация

Проанализирована и описана система оценочных средств, посредством которой реализуются контроль и оценка сформированности иноязычных компетенций у студентов вуза; рассмотрено соотношение базовых понятий, общепринятых в методике универсальных названий средств, и технологий оценивания и тех объектов, форм, видов и приемов, которые посредством этих оценочных средств реализуются в рамках контроля обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вуза.

176-179 2
Аннотация

Рассматриваются проблемы преподавания рисунка на первом курсе творческих вузов. Решено рассмотреть проблемы сквозь призму наличия или недостаточности мотивации студентов, а также предложить актуальные подходы к решению этой проблемы; вопрос комплексного подхода к преподаванию рисунка, способствующий увеличению мотивации и улучшению качества графических работ первокурсников.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ

180-183 11
Аннотация

Рассматривается использование цифровой среды "Minecraft" как инструмента для развития знаково-символических действий у учащихся 10 класса в обучении математике. Анализ функциональных возможностей "Minecraft" показал, что есть механизмы внедрения игрового процесса в образовательную стезю. Выведены практические задания, направленные на формирование знаково-символических навыков, а также моделирование алгебраических уравнений с построением геометрических фигур. Обсуждаются «плюсы» и «минусы» использования цифровой среды "Minecraft" в образовании. Сделаны выводы о возможностях цифровой среды "Minecraft" как потенциального инструмента для повышения знаково-символических действий у старшеклассников.

184-187 9
Аннотация

Современные педагогические технологии включают в себя различные подходы, в которых активно используются цифровые инструменты для повышения эффективности обучения. Эти решения не только делают процесс обучения более интерактивным и увлекательным, но и способствуют развитию у студентов необходимых компетенций цифрового общества, таких как критическое мышление, креативность и способность к самообучению и саморазвитию. Рассмотрены возможности внедрения цифровых инструментов, которые постоянно изменяют образовательный процесс и определяются как педагогические технологии.

188-197 4
Аннотация

Обучение современным информационным технологиям невозможно представить без освоения подходов машинного и глубокого обучения, широко применяемых для анализа и обработки больших данных. Эти подходы активно используются для решения таких задач, как регрессия, прогнозирование, классификация и кластеризация, которые имеют высокую значимость для образовательных программ инженерных направлений. Рассматривается структура курсов «Основы машинного обучения» и «Математические основы глубокого обучения», включающая ключевые алгоритмы, методики и практические инструменты, способствующие развитию компетенций студентов в области анализа данных и построения моделей искусственного интеллекта.

198-202 5
Аннотация

Применение технологий искусственного интеллекта в области образования открывает новые возможности для анализа и оценки различных факторов, влияющих на обучение. Оценка факторов, таких как усталость и вовлеченность, позволяет не только улучшить успеваемость, но и создать более комфортные условия для обучения. Искусственный интеллект открывает возможности для индивидуализации обучения, повышения качества образовательного материала и улучшения успеваемости студентов.

203-211 9
Аннотация

Представлены результаты исследования роли чат-бота в организации психологической помощи подросткам в Республике Карелии. Данные свидетельствуют о высокой степени вовлеченности молодежи в цифровую среду, что открывает новые возможности для оказания психологической поддержки через анонимные и доступные платформы. По результатам опроса, подростки выражают потребность в получении помощи через чат-боты, однако предпочитают общение с живыми психологами в большинстве случаев. Выделяются ключевые темы, которые интересуют подростков, такие как самоопределение, учеба и эмоциональные переживания. Выявленные потребности стали основой для создания чат-бота «Психологический компас», который предлагает широкий спектр психологической поддержки, информационных и образовательных материалов.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

212-219 6
Аннотация

Актуальность проблемы обусловлена стремительным развитием цифровизации, технологизации, постоянно возрастающими требованиями к получению и переработке информации. Организация учебной деятельности и ее результаты во многом определяются пониманием когнитивных стилей. Целью является теоретико-методологический анализ понятия когнитивных стилей и определение взаимосвязи когнитивного стиля и внимания у подростков. Выделение когнитивных стилей «полезависимость/поленезависимость» позволило определить их взаимосвязь с вниманием у подростков. Полученные результаты представляют практическую значимость для организации учебной деятельности и определения траекторий развития познавательных процессов у подростков.

220-222 6
Аннотация

Рассматриваются особенности предупреждения травматизма на занятиях физической культурой в академии. Приводится статистика спортивных травм при занятиях физической культурой. Анализируются причины травм и несчастных случаев на занятиях по физической культуре, приводятся рекомендации по их минимизации, охватывающие организационные и методические аспекты физического воспитания. Выявляются ключевые принципы предупреждения травматизма при занятиях физической культурой в академии.

223-226 3
Аннотация

Анализируются отечественные и зарубежные исследования, посвященные изучению воспитания старших дошкольников в семьях, где отцы выполняют сложные и опасные задачи в рамках военной операции. Поднимаются психологические проблемы подготовки к изменениям типа отношения родителей с детьми старшего дошкольного возраста в семьях, где реорганизуется жизнь обоих супругов. Описаны результаты эмпирического исследования психологических и педагогических аспектов жизни и условий воспитания детей без отца, который находится в зоне боевых действий. Практическое применение результатов исследования позволяет скорректировать систему поддержки членов семей участников специальной военной операции.

227-235 14
Аннотация

Представлены результаты анализа динамики статуса и структуры профессиональной идентичности студентов, обучающихся по направлению «Психология». Выявлен этап обучения, на котором наблюдаются признаки профессионального кризиса.

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

236-244 6
Аннотация

Актуализируется проблема методологических вопросов при изучении химии в вузе; рассматриваются методические и дидактические аспекты преподавания. Цели: генезис химического знания в единстве исторического и логического методов в аспекте развития его концептуальных систем, поскольку формирование научной методологии этого знания невозможно без его исторической реконструкции; разработка дидактических методов, обуславливающих усиление методологического компонента при формировании необходимых компетенций в процессе обучения химии. Вся проблематика рассматривается в метатеоретическом аспекте, связанным с формированием химической картины мира. Подчеркивается, что без решения этих вопросов невозможно дальнейшее развитие не только химии, но и науки в целом.

245-248 11
Аннотация

Рассматриваются проблемы обучения иностранных студентов в техническом вузе. Предоставлен авторский опыт обучения иностранных студентов физике.

ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

249-254 6
Аннотация

Социализация рассматривается как процесс, протекающий на протяжении всей жизнедеятельности личности, и предполагает накопление умений, определенных способностей, необходимых для успешного функционирования в обществе. Представлен анализ специально организованных условий, которые, как правило, осуществляются в рамках учебно-воспитательной деятельности и оказывают непосредственное влияние на процесс социализации курсантов первого года обучения. Подчеркивается, что осознанный выбор будущего профессионального направления становится условием наиболее результативного процесса социализации. Выявлено, что поступление в военный вуз сопровождается сложным процессом адаптации к новым условиям жизни, поэтому целесообразно обеспечивать организационно-педагогические условия, которые положительно скажутся на социализации курсантов. Установлено, что позитивная социализация курсантов осуществляется в процессе повышения жизненной устойчивости с помощью укрепления мотивационной составляющей.

255-258 5
Аннотация

Рассматривается роль исследовательской деятельности в системе подготовки офицерских кадров в условиях современного военного образования. Особое внимание уделено интеграции исследовательских проектов в дисциплину «Огневая подготовка», что способствует развитию у курсантов когнитивных, аналитических и практических навыков, необходимых для решения нестандартных задач на военной службе. Описаны примеры исследовательских проектов, таких как экспериментальные исследования бронезащищенности боевых бронированных машин и средств индивидуальной бронезащиты, в которых активно участвуют курсанты. Определяется важность и значимость научно-исследовательской работы для формирования у курсантов профессионально значимых компетенцийи и особенностей личности, таких как самостоятельность, инициативность и критическое мышление. Детализированы перспективы дальнейшего развития исследовательской составляющей в военном образовании для повышения качества подготовки офицеров, готовых к решению сложных и нестандартных задач в условиях меняющейся военной обстановки.

259-264 7
Аннотация

Отмечены специфические особенности военного воспитания, которые оказывают влияние на формирование таких качеств личности, как ответственность, способность грамотно распределять время. Рассмотрены определения понятий «самовоспитание» и «профессиональное самовоспитание»; определено, что самовоспитание является одним из способов формирования готовности выполнять профессиональные обязанности, стремиться к постоянному совершенствованию своих навыков. На основе анализа различных источников приведены задачи профессионального самовоспитания, этапы его осуществления и приемы, среди которых курсанты могут выбрать наиболее действенные, с точки зрения их индивидуальных особенностей. Проанализированы результаты исследования, проведенного среди преподавателей, с целью определения наиболее важных условий, способствующих профессиональному самовоспитанию курсантов военно-учебных заведений. Сделан вывод о значении профессионального самовоспитания курсантов для их будущей деятельности.

265-270 3
Аннотация

Обсуждается система контроля и оценивания деятельности обучающихся на лабораторных занятиях по химии в рамках педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве» (групповой метод). В структуре занятий выделены пять этапов: теоретическая часть, входной контроль, экспериментальная часть, оформление отчета по лабораторной работе, прием отчетов. Предъявляются критерии оценки деятельности обучающихся на каждом этапе занятия; рассматривается комплексный подход к оцениванию практической части занятия, включающий в себя учебные действия при выполнении эксперимента, оформлении и защите отчета по выполнению эксперимента, на основании которого выставляется итоговая оценка за экспериментальную часть занятия.

271-275 10
Аннотация

Актуализируется проблема реализации личностного потенциала в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, развития данного интегрального качества у курсантов ведомственных вузов ФСИН; акцентируется внимание на необходимости уточнения профессионально важных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы, их соотнесения с компонентами личностного потенциала для организации сопровождения процесса воспитания и обучения курсантов, способствующего стимулированию личностного роста.

276-281 6
Аннотация

Проанализированы современные условия, оказывающие непосредственное влияние на развитие Вооруженных Сил РФ; понятие военно-политического сознания и особенности его формирования; выявлено, что организация военно-политической работы обеспечивает широкие возможности для целенаправленной и систематической деятельности по формированию чувства общественного и воинского долга, способности проявлять свои профессиональные навыки на практике. Осуществлена оценка положения курсантов, находящихся в начале своей боевой подготовки, с психологической точки зрения. Рассмотрены позитивные и отрицательные элементы военно-политического сознания и его опасные области. Приведены методы формирования военно-политического сознания курсантов военно-учебных заведений в процессе учебной и внеучебной деятельности, а также в рамках торжественных мероприятий. Проанализированы результаты исследования, проведенного среди преподавательского состава, с целью определения педагогических условий, способствующих формированию военно-политического сознания будущих офицеров.

282-286 7
Аннотация

Рассматривается лексический материал в упражнениях, нацеленных на формирование и расширение активного и потенциального лексического запаса курсантов для чтения текстов по специальности при обучении иностранному языку в ведомственных вузах ФСИН России. Проанализированы положения по данному вопросу, описанные в научной литературе. Предложен комплекс лексических упражнений, ассоциограмм, благодаря которым профессиональная терминология входит в состав активной лексики обучающихся. В качестве примера формирования активного словаря у курсантов приводится работа с текстами для изучения пенитенциарной системы в России и зарубежных странах.

АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА

287-292 6
Аннотация

Рассматривается использование аксиологического и сценарного подходов в обучении иностранных студентов-медиков русскому языку. Представленная система упражнений способствует развитию логико-информационных и речевых коммуникативных умений, вследствие чего будущий специалист сможет осуществлять речевую коррекцию психоэмоционального состояния больного.

293-297 3
Аннотация

Представлены личностные детерминанты просоциального поведения как характеристики социально полезной активности личности, а также особенности его формирования у старшеклассников; анализ имеющихся взглядов ученых и специалистов на различные аспекты просоциального поведения личности, специфику просоциальной активности у старшеклассников; обоснована необходимость введения в образовательный процесс школы работы по развитию просоциального поведения у старшеклассников. Подчеркивается, что просоциальность поведения старшеклассников формируется в процессе целенаправленного воздействия в ходе образования и воспитания личности, характеризуя систему формирования мировоззрения, нравственных принципов и ценностей личности, а также важность развития просоциальной активности старшеклассников путем информирования о возможностях проявления просоциального поведения, освещения в средствах массовой информации, формирования духовно-нравственных ценностных ориентиров и установок на социально значимую деятельность.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)