Preview

Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск
№ 1(67) (2024)

УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ

7-12 16
Аннотация

Обосновывается необходимость подготовки преподавателей высшей школы к эффективной профессиональной деятельности в цифровой среде, к реализации образовательного процесса в новом формате. Показана возможность использования методов больших данных для анализа их готовности к использованию цифровых технологий в образовательном процессе и обоснованному принятию решений по организации и проектированию содержания программ дополнительного профессионального образования для обеспечения IT-успешности преподавательского корпуса.

13-17 13
Аннотация

Рассматриваются вопросы теории и практики обеспечения устойчивости образовательных систем в условиях изменчивости факторов, определяющих характеристики ее состояния. Финансово-экономическая устойчивость является важнейшей характеристикой образовательной деятельности, характеризует ее объемы и результаты, отражает способность дальнейшего развития. Необходимым условием для устойчивого развития образовательной системы является ее управленческая устойчивость.

18-21 18
Аннотация

Рассматривается динамика формирования ценностных ориентаций детей и подростков в условиях транзитивного общества, анализируется специфика их проявления в учебно-воспитательном процессе предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», направленной на формирование гражданской идентичности детей и подростков в меняющемся обществе. Раскрываются основные проблемы воспитания ценностных оснований в условиях кризиса морали, причем они зависят и от активности самого ребенка в процессе социального взаимодействия и от влияния на него социально-негативного контента различных асоциальных групп. Особое внимание уделено феномену этнического эгоизма, социальной депривации личности и психосоциальной изоляции, принятия ею квазиреальности виртуального мира. Рассматривается ряд методологических проблем, определяющих необходимость кардинальных изменений в подготовке учителей, социальных педагогов, социальных работников компетентных в определении и выполнении реально достижимых задач социального воспитания в противодействии влиянию асоциальной субкультуры, в личностном и социальном развитии на основе социально-педагогического и диалогического подхода. Анализируется практика профилактики социальных и криминальных рисков, психолого-педагогического сопровождения и поддержки в кризисных ситуациях на основе субъект-субъектного взаимодействия.

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

22-28 16
Аннотация

Формирование у будущих педагогов качеств «высоконравственной личности» является одним из ключевых направлений процесса образования в Российской Федерации. Рассмотрена проблема формирования духовно-нравственной личности в процессе профессиональной подготовки студентов; представлена модель воспитания духовно-нравственной личности в процессе профессиональной подготовки студентов; oписаны основные блоки и принципы необходимые для обеспечения эффективности процесса воспитания духовно-нравственной личности в процессе профессиональной подготовки студентов. Данная модель духовно-нравственного воспитания личности в процессе профессиональной подготовки студентов разработана с учётом следующих подходов к воспитанию: аксиологический, компетентностный, личностно-деятельностный, гуманистический.

29-34 27
Аннотация

Рассмотрены и проанализированы отечественные и зарубежные модели компетенций лингвистов для определения положения и структуры функционально-прагматической компетенции среди прочих компетенций специалистов в области профессионального лингвистического образования и переводоведения. Определены два основных компонента функционально-прагматической компетенции и их составляющие. Компоненты проанализированных структурных моделей нашли отражение в преобразованной модели функционально-прагматической компетенции и были синтезированы в ее компонентах. Рассмотрение и анализ моделей компетенций лингвистов-переводчиков в области отечественных и зарубежных научных исследований позволило представить преобразованную модель структуры функционально-прагматической компетенции лингвистов-переводчиков.

35-37 15
Аннотация

Рассматривается проблема формирования профессиональной культуры студента педвуза средствами традиционного искусства. Проанализирована литература в контексте основных понятий «профессиональная культура педагога», «профессиональная культура педагога в художественном образовании»: раскрыты потенциальные возможности традиционного искусства, которые через семантические знаки отражают этногенетические и историко-культурные связи, способствуют становлению профессиональной культуры студента педвуза.

38-44 10
Аннотация

Рассмотрены методы формирования мотивации, компетенций, системного творческого мышления при подготовке магистрантов.

45-50 20
Аннотация

В соответствии с Конвенцией ПДНВ-78 рядовой и командный состав экипажей судов должен обладать определённым объёмом знаний и компетенциями для выполнения соответствующих функций на рабочих местах. Статистика показывает, что частота аварий и происшествий, связанная с посадками судов на мель, столкновениями и разливами, составляет 0,03–0,07. Это свидетельствует о том, что сегодня достигнут достаточно высокий уровень подготовки судоводителей в области навигации и управления судном. В то же время, частота происшествий при обработке случаев не качественной перевозки грузов оценивается величинами 0,42– 0,35. Рассматриваются вопросы эффективности теоретической подготовки и формирования компетенций будущих вахтенных помощников капитана в области обработки, размещения и транспортировки грузов, согласно курса «Технологии перевозки грузов».

51-55 20
Аннотация

Инновационные технологии профессионального обучения способствуют более качественному и ускоренному формированию знаний и навыков у обучающихся. Актуальность статьи заключается в том, что сфера образования динамична, с каждым годом она совершенствуется, ориентируясь на личностный подход в процессе учебной деятельности, а инновационные технологии, помогают в улучшении процесса усвоения учебного материала в целом повышения качества профессионального образования.

56-60 25
Аннотация

Представляется исследование содержания и особенностей профессиональной деятельности педагога высшей школы. Актуализируется проблема разграничения направлений, содержания и особенностей профессиональной деятельности педагогического работника системы высшего образования. Выделяется структура направлений деятельности педагога высшей школы. Уточняется состав и содержание задач профессиональной деятельности с уточнением их пересечения. Характеризуются особенности профессиональной деятельности педагога высшей школы, среди которых: зависимость содержания профессиональной деятельности от уровня активности педагога, степени его вовлечения в общественные процессы, динамизм требований, которые предъявляются к педагогу при организации его труда, зависимость профессиональной деятельности от специфических особенностей вуза, его направленности, стратегических задач развития и поставленных на уровне руководства ориентиров, связанность с уровнем профессиональной компетентности, высокий уровень академической мобильности при реализации трудовых функций. По итогам исследования делается вывод о непосредственной взаимосвязи содержания и особенностей профессиональной деятельности педагога высшей школы друг с другом, что обуславливает профессиональное развитие педагога и возможности совершенствования среды реализации профессиональной деятельности.

61-65 10
Аннотация

Проведен анализ педагогических условий повышения эффективности внеучебной деятельности в контексте реализации концепции непрерывного образования и привлечения студентов к научной и исследовательской работе. Указана проблема снижения адаптационного потенциала студентов первого курса в связи с высокой учебной нагрузкой. Предпринята попытка обосновать положение о том, как прививать первокурсникам базовые научно-исследовательские навыки, повысить привлекательность научно-исследовательской работы.

66-68 16
Аннотация

Раскрывается значимость наставничества в профессиональном образовании, выявлена актуальность системы наставничества в современной образовательной среде. Также были определены преимущества модели наставничества «студент-студент», основанной на принципах добровольности, осознания и принятия определенной роли и многих объединяющих факторов; выделены основные задачи во взаимодействии наставника и подопечного и сделан вывод о том, что формат неофициального взаимодействия позволяет замотивировать наставляемых на осознанное получение будущей профессии.

ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

69-75 17
Аннотация

Цель проводимого исследования заключается в анализе детского коллектива как психолого-педагогического феномена и среды этнокультурного воспитания, реализуемого педагогом учреждения дополнительного образования. Актуальность исследования определена тенденциями развития мирового сообщества двадцать первого века, в частности в сфере образования. В результате изучения литературы по (А.С. Макаренко, Е.В. Сараева, В.Е. Баранов, Ю.В. Лисицын и другие) рассмотрены известные определения термина «коллектив» и основные особенности детского коллектива (психолого-возрастные, психофизиологические, гендерные, этнические). Представлено описание этапов становления детского коллектива как среды этнокультурного воспитания в УДО; охарактеризованы педагогические инструменты этнокультурного воспитания членов детского коллектива.

76-79 10
Аннотация

Рассматривается система наставничества в различные исторические периоды, выделяются особенности развития наставничества в России на протяжении ее истории. Феномен наставничества в России, различное его понимание и толкование обусловлено особенностями исторических этапов: дореволюционного, советского и постсоветского. Особое внимание уделено современному пониманию проблем наставничества, как эффективного способа образования, воспитания и обучения.

80-87 9
Аннотация

Проблема культурной идентичности в последние годы получила новое прочтение в связи с расширением межкультурных связей, как внутри страны, между представителями различных этнических групп, так и между странами с различными культурными кодами. Рассматриваются понятие культурной идентичности, ее становление в процессе инкультурации и участие культурной идентичности в процессе межкультурной коммуникации; приводятся данные опроса, проведенного среди студенческой молодежи, направленного на изучение отношения молодых азербайджанцев к своей и другим культурам, значимости межкультурной коммуникации и межкультурной компетенции.

88-91 8
Аннотация

В результате исследования установлено, что внедрение цифровых инструментов способствует развитию коммуникативных навыков, приобретению опыта установления контактов, успешной адаптации. Современные цифровые технологии имеют свойство гибкости и вариативности, поэтому работа с ними позволяет учитывать личностные особенности конкретных групп. Это позволяет создавать особое образовательное пространство, в котором учитываются возможности каждого субъекта.

92-97 31
Аннотация

Рассматриваются особенности педагогической работы как части социальной работы с людьми старшего поколения; обобщается теоретический обзор отечественных исследований по проблемам социальной адаптации пожилых людей; акцентируется внимание на значимости образования старшего поколения как фактора активного долголетия. Подчеркивается необходимость профессиональных компетенций специалистов по социальной работе в области андрагогики, поиска новых образовательных технологий с учетом возрастной аудитории. Представлен опыт проекта «Московское долголетие», способствующий самореализации, самоорганизации, социальной активности граждан старшего поколения.

98-104 14
Аннотация

Рассмотрена практика применения кейс-метода как дидактического инструмента подготовки управленческого персонала, обеспечивающего соответствие профессиональных знаний и умений сотрудников современным требованиям производства. Описана практика его использования в конкретной организации с использованием как традиционных методов обучения, так и с применением интернет-технологий. Перечислены виды учебно-методического сопровождения образовательного процесса, предназначенного для сотрудников управленческого звена. Авторы предполагают, что использование кейсов, как возможности творческого осмысления реальных или смоделированных проблемных социально-экономических или бизнес-ситуаций, обеспечивает профессиональное развитие личности современного специалиста в системе повышения квалификации и дополнительного образования и способствует формированию готовности принятия самостоятельного решения в нестандартных профессиональных условиях.

105-111 13
Аннотация

На основе анализа материалов опроса студентов и курсантов КГТУ и БГАРФ исследуются патриотические взгляды учащейся молодежи и делаются выводы о соответствующих представлениях. Проведенное анкетирование позволило осуществить мониторинг сформированности личностных качеств гражданина-патриота. Данное исследование поможет преподавателям высшей школы, преподавателям истории, философии и основ российской государственности найти наиболее эффективные методы, формы педагогической работы в рамках преподаваемых дисциплин в целях осуществления эффективного патриотического воспитания и оказания положительного влияния на мировоззренческие, аксиологические, ценностные установки современной студенческой молодежи. На основе полученных результатов могут быть внесены соответствующие коррективы в план воспитательной работы ВУЗа.

112-119 12
Аннотация

Представлено теоретическое обоснование способа построения моделей профессий на основе классификации Е.А. Климова с учетом специфики современных требований к трудовой деятельности, заключающейся в необходимости выполнения трудовых функций специалистом в нескольких смежных направлениях труда в рамках одной профессиональной группы. Представлен теоретический анализ профориентационных методик определения предрасположенности человека к типу профессиональной деятельности. Предложено дополнение в классификацию профессий Е.А. Климова и представлена классификация многокомпонентных моделей профессий на основе сочетания различных профессиональных подтипов с их описанием. Приведены примеры многокомпонентных моделей профессий социономического типа профессий.

120-123 10
Аннотация

Раскрыты теоретико-методологические особенности формирования компетенций безопасности жизнедеятельности в условиях контекстного обучения в Университетском колледже, приведены и раскрыты требования компетенций в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся, а также описана одна из основных форм деятельности студентов – учебно-профессиональная деятельность.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

124-128 8
Аннотация

Подчеркивается, что изучение иностранными курсантами морской терминологии по устройству судна, одной из фундаментальных дисциплин при подготовке их к работе на флоте, на занятиях русского языка, выступает обязательным условием получения профессионально значимых знаний, построения профессиональной коммуникации. Отмечается важность создания учебных терминологических словарей в результате совместной работы преподавателей русского языка и преподавателей специальных дисциплин.

129-132 21
Аннотация

Рассматривается проблема развития композиционных умений обучающихся в ходе выполнения пейзажа. Анализируется литература и уточняется понятие «композиционные умения средствами пейзажа»; потенциальные возможности пейзажа и его особенности (многоплановость, многообъектность, перспектива); последовательность использования ряда педагогических методов (анализ работ художников, упражнения, коллажирование, творческие задания) на конкретных примерах.

133-141 13
Аннотация

Рассматриваются теоретические и прикладные аспекты внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс при проведении лекционных занятий в рамках формирования компетенции экономической культуры и финансовой грамотности у студентов технических направлений подготовки. Апробация представлена на примере ознакомления обучающихся в магистратуре ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» по направлению подготовки «Строительство» с базовыми принципами функционирования экономики и экономического развития в контексте осуществления финансового планирования в сфере строительства и ЖКХ в рамках курса «Организация и управление производственной деятельностью».

142-146 8
Аннотация

Актуализируется проблема нравственного воспитания младших школьников. Рассмотрены особенности формирования нравственных представлений в младшем школьном возрасте. Представлена разработанная модель формирования нравственных представлений младших школьников во внеурочной деятельности.

147-149 8
Аннотация

Рассматривается проблема формирования этнохудожественных компетенций студентов средствами керамики. Анализируется литература в контексте основных понятий «этнохудожественные компетенции», «этнохудожественные знания». Рассматривается история развития искусства керамики разных этносов, потенциальные ее возможности в формировании этнохудожественных компетенций студентов художественных специальностей. Важным этапом этого процесса могут стать исследовательские работы (рефераты, курсовые проекты). В ходе выполнения исследовательских проектов студентам необходимо уметь анализировать изделия древних керамистов с помощью морфологического метода анализа, который предполагает выявление морфологических свойств, характеризирующих изделие, способов получения определенных сортов глины, приемов лепки, обжига, декорирования.

150-155 13
Аннотация

Раскрываются проблемы развития художественного восприятия средствами синестезии. Рассматриваются понятия «восприятие», «художественное восприятие», «синестезия» и «синестезия в искусстве». Выявлено, что у детей подросткового возраста начинает лидировать логическое мышление, которое мешает им мыслить образно. Синестезия выступает в роли средства для определения уровня художественного восприятия подростков, их способности к пониманию идеи автора и к созданию собственного художественного образа на основе межчувственных ассоциаций и соощущений.

156-162 33
Аннотация

Рассматривается возможность использования интерактивных методов обучения на примере метода «брейнсторминг» при освоении дисциплин «Химия» и «Взрывчатые вещества и боеприпасы», показана интеграция дисциплин естественно-научного и профессионального циклов при изучении темы «Качественный анализ катионов», продемонстрирована возможность применения обсуждаемой в статье формы обучения на дисциплине профессионального цикла.

163-166 18
Аннотация

Рассмотрены понятия «цифровое искусство» и «Digital Art» как вида изобразительного искусства. Отличие Digital Art от других направлений современного искусства, его роль в современном мире и тенденции развития. Актуализируется необходимость использования данного курса в современной профессиональной подготовке дизайнеров.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ

167-171 13
Аннотация

Освящается проблема применения в процессе обучения математике цифровых технологий. С одной стороны, включение таких технологий направлено на оптимизацию учебной деятельности, способствующей оперативному достижению результатов. С другой стороны, технические возможности технологий, обеспечивающие быстроту выполнения математических операций и конечный результат, остаются скрытыми для студентов, не дают представления о способах решения. Рассматривается понятие «цифровые возможности»; проводится анализ.

172-175 14
Аннотация

Рассматривается уровень развития системы профориентации студентов в условиях цифровизации в высших учебных заведениях. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что современные педагоги заинтересованы в реализации профориентационных мероприятий и активно применяют их в своей деятельности.

176-186 18
Аннотация

Представляется процесс цифровизации высшего образования: преимущества, недостатки цифровой компетентности преподавателя иностранного языка; роль в цифровой трансформации образовательного процесса; анализ отношения участников образовательного процесса к использованию цифровой среды и цифровых технологий (на основе опроса студентов технического вуза).

187-195 15
Аннотация

Предлагается новый подход к изучению истории мезенских промысловиков, учитывающий современные тенденции цифровизации образования. Освещается процесс цифровой трансформации образовательной системы и проблема внедрения в обучение методов геймификации; дается обзор существующих на сегодняшний день компьютерных образовательных (обучающих) игр в России и за рубежом; описываются процесс создания и характеристики компьютерной игры «Арктика-GO!», что представляет интерес для исследователей, занимающихся региональной историей, экономикой и образованием, а также для практиков, занимающихся развитием промыслового дела и образования на Русском Севере

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

196-198 8
Аннотация

Описаны проблемы взаимодействия категорий получателей социальных услуг в учреждениях социального обслуживания и инклюзивного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих склонность к отклоняющемуся поведению, вместе с нормотипичными детьми.

199-206 8
Аннотация

В результате проведённого мониторинга питания было выявлено, что число студентов, питающихся 2–3 раза в день в 2022 году в 1,6 раз выше, чем в 2020 году. Выявлено, что наиболее часто употребляемым приемом пищи среди студентов является ужин в оба года исследования, также неизменным является количество студентов, употребляющих завтраки – 58 %, в то же время число студентов, употребляющих обеды увеличилось на 7 %: в 2022 году увеличилось число студентов, ежедневно употребляющих мясо, птицу и рыбу (на 28 %), молочных продуктов (на 12,6 %) и фруктов (на 9,3 %), однако на 8,8 % сократилось количество студентов, ежедневно употребляющих овощи. В исследовании 2022 года выявлено, что среди студентов, имеющих бесплатное трехразовое питание, качество питания намного выше, чем у обычных студентов, что говорит о влиянии дотаций на качество рационов питания студентов. По результатам проведенных исследований зарегистрирована база данных (Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023622395).

207-214 10
Аннотация

Анализируется и обобщается опыт работы по психологической коррекции детей и подростков, получивших психическую травму вследствие развода родителей. Рассматривается опыт американских и европейских психологов, их методы и подходы, а также исследуются различные приемы и методы работы местных психологов. Отмечается, что на взаимоотношения между подростками и их родителями влияют такие факторы, как уровень социально-экономического развития, характер взаимоотношений мужа и жены, уровень жизни, социальная среда. Регулировать эти взаимоотношения можно как с помощью специальных методов, так и путем создания соответствующих условий (налаженный быт, лечение соматических болезней, привлечение к общественно-полезному труду и т. д.).

215-219 9
Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования выбора менеджерами стратегии поведения в конфликте, а также наличие связи между уровнем стрессоустойчивости у менеджера среднего звена и выбором стратегии поведения в конфликте.

220-227 27
Аннотация

Проведен сравнительный анализ физического состояния студентов, проходящих обучение в online и offline форматах в условиях цифровой среды; представлены результаты.

228-234 23
Аннотация

Представляются результаты изучения взаимообусловленности становления суверенного личностного пространства и копинг-стратегии поведения студентов в образовательной среде вуза.

235-239 26
Аннотация

Рассматривается нейропедагогический подход как эффективный способ организации и интенсификации учебного процесса, основанного на функциональных возможностях головного мозга, описываются преимущества данного подхода при внедрении его элементов в развитие иноязычных лексических умений студентов педагогического направления подготовки, подчеркивается необходимость учета универсальных закономерностей когнитивных процессов.

240-243 8
Аннотация

Обоснована необходимость проведения занятия по профилактики наркомании школьников и студентов в рамках химико-биологических дисциплин. Приведены основные вопросы для полилога в рамках дисциплин «Органическая химия» программы среднего полного образования и «Химия биологически активных веществ». Сделаны выводы о результативности данной профилактической меры для формирования антинаркотической устойчивости студентов и школьников.

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

244-247 22
Аннотация

Рассматриваются особенности самостоятельной работы студентов в процессе исследовательски-ориентированного обучения физике. Описаны виды научной самостоятельной работы, варианты ее осуществления, этапы формирования навыков научно-исследовательской работы.

248-253 14
Аннотация

Обсуждается опыт студенческой проектной работы по созданию просопографической базы данных, содержащей сведения о первых преподавателях физики Калининграда. Объектом исследования является профессорско-преподавательский коллектив кафедры физики в Калининградском государственном педагогическом институте в период с 1948 по 1966 гг. Предметом исследования – процесс возникновения, становления и развития обучения физике в Калининградском пединституте.

База данных содержит информацию о социально демографических характеристиках, компетентности и научно-исследовательской активности преподавателей физики пединститута. Новизна исследования заключается в том, что впервые была проведена всесторонняя оценка педагогического и научного наследия в области физики, оставленного несколькими поколениями сотрудников педагогического института. База данных будет полезна студентам, преподавателям и всем интересующимся историей образования.

254-260 8
Аннотация

Рассматриваются компоненты пространственного мышления, включающие восприятие пространственных отношений, представление трехмерных объектов и оперирование пространственными понятиями. Анализируются различные виды стереометрических задач, выявляются их характеристики, составляющие теоретическую основу организации деятельности. Выделены компоненты пространственного мышления в процессе решения стереометрических задач. Приведены примеры стереометрических задач с описанием их видовых особенностей. Определена роль решения стереометрических задач в развитии пространственного мышления старшеклассников.

261-273 14
Аннотация

Представлена система универсальных компетенций в соответствии с ФГОС 3++ для студентов направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», а также показатели достижения компетенций, авторское видение оценки уровня сформированности компетентности с точки зрения «знать», «уметь», «владеть навыком» с учетом специфики преподавания дисциплины «Физика». Даны задания, в ходе выполнения которых, формируются универсальные компетенции и одновременно оценивается уровень их сформированности на занятиях по физике в МАДИ и АГЗ МЧС России.

274-278 8
Аннотация

Рассматриваются методы решения некоторых проблем довузовской подготовки иностранных военнослужащих по физике на русском языке как иностранном.

АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА

279-282 13
Аннотация

Выявляются и анализируются проблемы, затрудняющие изучение геометрии школьниками в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Обращается внимание на необходимость практической применимости знаний по геометрии. Особый акцент делается на формировании компетенции школьников в области геометрии, включающей когнитивный, функциональный, мотивационный и личностный компоненты. Подчеркивается важность разработки учебно-методического обеспечения, направленного на формирование компетенции обучающихся при изучении геометрии в 5–6 классах. Особое внимание уделяется стратегии формирования геометрической компетенции и развитию обучающихся в этой области.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-5331 (Print)