УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Обосновывается необходимость подготовки преподавателей высшей школы к эффективной профессиональной деятельности в цифровой среде, к реализации образовательного процесса в новом формате. Показана возможность использования методов больших данных для анализа их готовности к использованию цифровых технологий в образовательном процессе и обоснованному принятию решений по организации и проектированию содержания программ дополнительного профессионального образования для обеспечения IT-успешности преподавательского корпуса.
Рассматриваются вопросы теории и практики обеспечения устойчивости образовательных систем в условиях изменчивости факторов, определяющих характеристики ее состояния. Финансово-экономическая устойчивость является важнейшей характеристикой образовательной деятельности, характеризует ее объемы и результаты, отражает способность дальнейшего развития. Необходимым условием для устойчивого развития образовательной системы является ее управленческая устойчивость.
Рассматривается динамика формирования ценностных ориентаций детей и подростков в условиях транзитивного общества, анализируется специфика их проявления в учебно-воспитательном процессе предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», направленной на формирование гражданской идентичности детей и подростков в меняющемся обществе. Раскрываются основные проблемы воспитания ценностных оснований в условиях кризиса морали, причем они зависят и от активности самого ребенка в процессе социального взаимодействия и от влияния на него социально-негативного контента различных асоциальных групп. Особое внимание уделено феномену этнического эгоизма, социальной депривации личности и психосоциальной изоляции, принятия ею квазиреальности виртуального мира. Рассматривается ряд методологических проблем, определяющих необходимость кардинальных изменений в подготовке учителей, социальных педагогов, социальных работников компетентных в определении и выполнении реально достижимых задач социального воспитания в противодействии влиянию асоциальной субкультуры, в личностном и социальном развитии на основе социально-педагогического и диалогического подхода. Анализируется практика профилактики социальных и криминальных рисков, психолого-педагогического сопровождения и поддержки в кризисных ситуациях на основе субъект-субъектного взаимодействия.
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Формирование у будущих педагогов качеств «высоконравственной личности» является одним из ключевых направлений процесса образования в Российской Федерации. Рассмотрена проблема формирования духовно-нравственной личности в процессе профессиональной подготовки студентов; представлена модель воспитания духовно-нравственной личности в процессе профессиональной подготовки студентов; oписаны основные блоки и принципы необходимые для обеспечения эффективности процесса воспитания духовно-нравственной личности в процессе профессиональной подготовки студентов. Данная модель духовно-нравственного воспитания личности в процессе профессиональной подготовки студентов разработана с учётом следующих подходов к воспитанию: аксиологический, компетентностный, личностно-деятельностный, гуманистический.
Рассмотрены и проанализированы отечественные и зарубежные модели компетенций лингвистов для определения положения и структуры функционально-прагматической компетенции среди прочих компетенций специалистов в области профессионального лингвистического образования и переводоведения. Определены два основных компонента функционально-прагматической компетенции и их составляющие. Компоненты проанализированных структурных моделей нашли отражение в преобразованной модели функционально-прагматической компетенции и были синтезированы в ее компонентах. Рассмотрение и анализ моделей компетенций лингвистов-переводчиков в области отечественных и зарубежных научных исследований позволило представить преобразованную модель структуры функционально-прагматической компетенции лингвистов-переводчиков.
Рассматривается проблема формирования профессиональной культуры студента педвуза средствами традиционного искусства. Проанализирована литература в контексте основных понятий «профессиональная культура педагога», «профессиональная культура педагога в художественном образовании»: раскрыты потенциальные возможности традиционного искусства, которые через семантические знаки отражают этногенетические и историко-культурные связи, способствуют становлению профессиональной культуры студента педвуза.
Рассмотрены методы формирования мотивации, компетенций, системного творческого мышления при подготовке магистрантов.
В соответствии с Конвенцией ПДНВ-78 рядовой и командный состав экипажей судов должен обладать определённым объёмом знаний и компетенциями для выполнения соответствующих функций на рабочих местах. Статистика показывает, что частота аварий и происшествий, связанная с посадками судов на мель, столкновениями и разливами, составляет 0,03–0,07. Это свидетельствует о том, что сегодня достигнут достаточно высокий уровень подготовки судоводителей в области навигации и управления судном. В то же время, частота происшествий при обработке случаев не качественной перевозки грузов оценивается величинами 0,42– 0,35. Рассматриваются вопросы эффективности теоретической подготовки и формирования компетенций будущих вахтенных помощников капитана в области обработки, размещения и транспортировки грузов, согласно курса «Технологии перевозки грузов».
Инновационные технологии профессионального обучения способствуют более качественному и ускоренному формированию знаний и навыков у обучающихся. Актуальность статьи заключается в том, что сфера образования динамична, с каждым годом она совершенствуется, ориентируясь на личностный подход в процессе учебной деятельности, а инновационные технологии, помогают в улучшении процесса усвоения учебного материала в целом повышения качества профессионального образования.
Представляется исследование содержания и особенностей профессиональной деятельности педагога высшей школы. Актуализируется проблема разграничения направлений, содержания и особенностей профессиональной деятельности педагогического работника системы высшего образования. Выделяется структура направлений деятельности педагога высшей школы. Уточняется состав и содержание задач профессиональной деятельности с уточнением их пересечения. Характеризуются особенности профессиональной деятельности педагога высшей школы, среди которых: зависимость содержания профессиональной деятельности от уровня активности педагога, степени его вовлечения в общественные процессы, динамизм требований, которые предъявляются к педагогу при организации его труда, зависимость профессиональной деятельности от специфических особенностей вуза, его направленности, стратегических задач развития и поставленных на уровне руководства ориентиров, связанность с уровнем профессиональной компетентности, высокий уровень академической мобильности при реализации трудовых функций. По итогам исследования делается вывод о непосредственной взаимосвязи содержания и особенностей профессиональной деятельности педагога высшей школы друг с другом, что обуславливает профессиональное развитие педагога и возможности совершенствования среды реализации профессиональной деятельности.
Проведен анализ педагогических условий повышения эффективности внеучебной деятельности в контексте реализации концепции непрерывного образования и привлечения студентов к научной и исследовательской работе. Указана проблема снижения адаптационного потенциала студентов первого курса в связи с высокой учебной нагрузкой. Предпринята попытка обосновать положение о том, как прививать первокурсникам базовые научно-исследовательские навыки, повысить привлекательность научно-исследовательской работы.
Раскрывается значимость наставничества в профессиональном образовании, выявлена актуальность системы наставничества в современной образовательной среде. Также были определены преимущества модели наставничества «студент-студент», основанной на принципах добровольности, осознания и принятия определенной роли и многих объединяющих факторов; выделены основные задачи во взаимодействии наставника и подопечного и сделан вывод о том, что формат неофициального взаимодействия позволяет замотивировать наставляемых на осознанное получение будущей профессии.
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Цель проводимого исследования заключается в анализе детского коллектива как психолого-педагогического феномена и среды этнокультурного воспитания, реализуемого педагогом учреждения дополнительного образования. Актуальность исследования определена тенденциями развития мирового сообщества двадцать первого века, в частности в сфере образования. В результате изучения литературы по (А.С. Макаренко, Е.В. Сараева, В.Е. Баранов, Ю.В. Лисицын и другие) рассмотрены известные определения термина «коллектив» и основные особенности детского коллектива (психолого-возрастные, психофизиологические, гендерные, этнические). Представлено описание этапов становления детского коллектива как среды этнокультурного воспитания в УДО; охарактеризованы педагогические инструменты этнокультурного воспитания членов детского коллектива.
Рассматривается система наставничества в различные исторические периоды, выделяются особенности развития наставничества в России на протяжении ее истории. Феномен наставничества в России, различное его понимание и толкование обусловлено особенностями исторических этапов: дореволюционного, советского и постсоветского. Особое внимание уделено современному пониманию проблем наставничества, как эффективного способа образования, воспитания и обучения.
Проблема культурной идентичности в последние годы получила новое прочтение в связи с расширением межкультурных связей, как внутри страны, между представителями различных этнических групп, так и между странами с различными культурными кодами. Рассматриваются понятие культурной идентичности, ее становление в процессе инкультурации и участие культурной идентичности в процессе межкультурной коммуникации; приводятся данные опроса, проведенного среди студенческой молодежи, направленного на изучение отношения молодых азербайджанцев к своей и другим культурам, значимости межкультурной коммуникации и межкультурной компетенции.
В результате исследования установлено, что внедрение цифровых инструментов способствует развитию коммуникативных навыков, приобретению опыта установления контактов, успешной адаптации. Современные цифровые технологии имеют свойство гибкости и вариативности, поэтому работа с ними позволяет учитывать личностные особенности конкретных групп. Это позволяет создавать особое образовательное пространство, в котором учитываются возможности каждого субъекта.
Рассматриваются особенности педагогической работы как части социальной работы с людьми старшего поколения; обобщается теоретический обзор отечественных исследований по проблемам социальной адаптации пожилых людей; акцентируется внимание на значимости образования старшего поколения как фактора активного долголетия. Подчеркивается необходимость профессиональных компетенций специалистов по социальной работе в области андрагогики, поиска новых образовательных технологий с учетом возрастной аудитории. Представлен опыт проекта «Московское долголетие», способствующий самореализации, самоорганизации, социальной активности граждан старшего поколения.
Рассмотрена практика применения кейс-метода как дидактического инструмента подготовки управленческого персонала, обеспечивающего соответствие профессиональных знаний и умений сотрудников современным требованиям производства. Описана практика его использования в конкретной организации с использованием как традиционных методов обучения, так и с применением интернет-технологий. Перечислены виды учебно-методического сопровождения образовательного процесса, предназначенного для сотрудников управленческого звена. Авторы предполагают, что использование кейсов, как возможности творческого осмысления реальных или смоделированных проблемных социально-экономических или бизнес-ситуаций, обеспечивает профессиональное развитие личности современного специалиста в системе повышения квалификации и дополнительного образования и способствует формированию готовности принятия самостоятельного решения в нестандартных профессиональных условиях.
На основе анализа материалов опроса студентов и курсантов КГТУ и БГАРФ исследуются патриотические взгляды учащейся молодежи и делаются выводы о соответствующих представлениях. Проведенное анкетирование позволило осуществить мониторинг сформированности личностных качеств гражданина-патриота. Данное исследование поможет преподавателям высшей школы, преподавателям истории, философии и основ российской государственности найти наиболее эффективные методы, формы педагогической работы в рамках преподаваемых дисциплин в целях осуществления эффективного патриотического воспитания и оказания положительного влияния на мировоззренческие, аксиологические, ценностные установки современной студенческой молодежи. На основе полученных результатов могут быть внесены соответствующие коррективы в план воспитательной работы ВУЗа.
Представлено теоретическое обоснование способа построения моделей профессий на основе классификации Е.А. Климова с учетом специфики современных требований к трудовой деятельности, заключающейся в необходимости выполнения трудовых функций специалистом в нескольких смежных направлениях труда в рамках одной профессиональной группы. Представлен теоретический анализ профориентационных методик определения предрасположенности человека к типу профессиональной деятельности. Предложено дополнение в классификацию профессий Е.А. Климова и представлена классификация многокомпонентных моделей профессий на основе сочетания различных профессиональных подтипов с их описанием. Приведены примеры многокомпонентных моделей профессий социономического типа профессий.
Раскрыты теоретико-методологические особенности формирования компетенций безопасности жизнедеятельности в условиях контекстного обучения в Университетском колледже, приведены и раскрыты требования компетенций в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся, а также описана одна из основных форм деятельности студентов – учебно-профессиональная деятельность.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Подчеркивается, что изучение иностранными курсантами морской терминологии по устройству судна, одной из фундаментальных дисциплин при подготовке их к работе на флоте, на занятиях русского языка, выступает обязательным условием получения профессионально значимых знаний, построения профессиональной коммуникации. Отмечается важность создания учебных терминологических словарей в результате совместной работы преподавателей русского языка и преподавателей специальных дисциплин.
Рассматривается проблема развития композиционных умений обучающихся в ходе выполнения пейзажа. Анализируется литература и уточняется понятие «композиционные умения средствами пейзажа»; потенциальные возможности пейзажа и его особенности (многоплановость, многообъектность, перспектива); последовательность использования ряда педагогических методов (анализ работ художников, упражнения, коллажирование, творческие задания) на конкретных примерах.
Рассматриваются теоретические и прикладные аспекты внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс при проведении лекционных занятий в рамках формирования компетенции экономической культуры и финансовой грамотности у студентов технических направлений подготовки. Апробация представлена на примере ознакомления обучающихся в магистратуре ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» по направлению подготовки «Строительство» с базовыми принципами функционирования экономики и экономического развития в контексте осуществления финансового планирования в сфере строительства и ЖКХ в рамках курса «Организация и управление производственной деятельностью».
Актуализируется проблема нравственного воспитания младших школьников. Рассмотрены особенности формирования нравственных представлений в младшем школьном возрасте. Представлена разработанная модель формирования нравственных представлений младших школьников во внеурочной деятельности.
Рассматривается проблема формирования этнохудожественных компетенций студентов средствами керамики. Анализируется литература в контексте основных понятий «этнохудожественные компетенции», «этнохудожественные знания». Рассматривается история развития искусства керамики разных этносов, потенциальные ее возможности в формировании этнохудожественных компетенций студентов художественных специальностей. Важным этапом этого процесса могут стать исследовательские работы (рефераты, курсовые проекты). В ходе выполнения исследовательских проектов студентам необходимо уметь анализировать изделия древних керамистов с помощью морфологического метода анализа, который предполагает выявление морфологических свойств, характеризирующих изделие, способов получения определенных сортов глины, приемов лепки, обжига, декорирования.
Раскрываются проблемы развития художественного восприятия средствами синестезии. Рассматриваются понятия «восприятие», «художественное восприятие», «синестезия» и «синестезия в искусстве». Выявлено, что у детей подросткового возраста начинает лидировать логическое мышление, которое мешает им мыслить образно. Синестезия выступает в роли средства для определения уровня художественного восприятия подростков, их способности к пониманию идеи автора и к созданию собственного художественного образа на основе межчувственных ассоциаций и соощущений.
Рассматривается возможность использования интерактивных методов обучения на примере метода «брейнсторминг» при освоении дисциплин «Химия» и «Взрывчатые вещества и боеприпасы», показана интеграция дисциплин естественно-научного и профессионального циклов при изучении темы «Качественный анализ катионов», продемонстрирована возможность применения обсуждаемой в статье формы обучения на дисциплине профессионального цикла.
Рассмотрены понятия «цифровое искусство» и «Digital Art» как вида изобразительного искусства. Отличие Digital Art от других направлений современного искусства, его роль в современном мире и тенденции развития. Актуализируется необходимость использования данного курса в современной профессиональной подготовке дизайнеров.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ
Освящается проблема применения в процессе обучения математике цифровых технологий. С одной стороны, включение таких технологий направлено на оптимизацию учебной деятельности, способствующей оперативному достижению результатов. С другой стороны, технические возможности технологий, обеспечивающие быстроту выполнения математических операций и конечный результат, остаются скрытыми для студентов, не дают представления о способах решения. Рассматривается понятие «цифровые возможности»; проводится анализ.
Рассматривается уровень развития системы профориентации студентов в условиях цифровизации в высших учебных заведениях. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что современные педагоги заинтересованы в реализации профориентационных мероприятий и активно применяют их в своей деятельности.
Представляется процесс цифровизации высшего образования: преимущества, недостатки цифровой компетентности преподавателя иностранного языка; роль в цифровой трансформации образовательного процесса; анализ отношения участников образовательного процесса к использованию цифровой среды и цифровых технологий (на основе опроса студентов технического вуза).
Предлагается новый подход к изучению истории мезенских промысловиков, учитывающий современные тенденции цифровизации образования. Освещается процесс цифровой трансформации образовательной системы и проблема внедрения в обучение методов геймификации; дается обзор существующих на сегодняшний день компьютерных образовательных (обучающих) игр в России и за рубежом; описываются процесс создания и характеристики компьютерной игры «Арктика-GO!», что представляет интерес для исследователей, занимающихся региональной историей, экономикой и образованием, а также для практиков, занимающихся развитием промыслового дела и образования на Русском Севере
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Описаны проблемы взаимодействия категорий получателей социальных услуг в учреждениях социального обслуживания и инклюзивного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих склонность к отклоняющемуся поведению, вместе с нормотипичными детьми.
В результате проведённого мониторинга питания было выявлено, что число студентов, питающихся 2–3 раза в день в 2022 году в 1,6 раз выше, чем в 2020 году. Выявлено, что наиболее часто употребляемым приемом пищи среди студентов является ужин в оба года исследования, также неизменным является количество студентов, употребляющих завтраки – 58 %, в то же время число студентов, употребляющих обеды увеличилось на 7 %: в 2022 году увеличилось число студентов, ежедневно употребляющих мясо, птицу и рыбу (на 28 %), молочных продуктов (на 12,6 %) и фруктов (на 9,3 %), однако на 8,8 % сократилось количество студентов, ежедневно употребляющих овощи. В исследовании 2022 года выявлено, что среди студентов, имеющих бесплатное трехразовое питание, качество питания намного выше, чем у обычных студентов, что говорит о влиянии дотаций на качество рационов питания студентов. По результатам проведенных исследований зарегистрирована база данных (Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023622395).
Анализируется и обобщается опыт работы по психологической коррекции детей и подростков, получивших психическую травму вследствие развода родителей. Рассматривается опыт американских и европейских психологов, их методы и подходы, а также исследуются различные приемы и методы работы местных психологов. Отмечается, что на взаимоотношения между подростками и их родителями влияют такие факторы, как уровень социально-экономического развития, характер взаимоотношений мужа и жены, уровень жизни, социальная среда. Регулировать эти взаимоотношения можно как с помощью специальных методов, так и путем создания соответствующих условий (налаженный быт, лечение соматических болезней, привлечение к общественно-полезному труду и т. д.).
Представлены результаты эмпирического исследования выбора менеджерами стратегии поведения в конфликте, а также наличие связи между уровнем стрессоустойчивости у менеджера среднего звена и выбором стратегии поведения в конфликте.
Проведен сравнительный анализ физического состояния студентов, проходящих обучение в online и offline форматах в условиях цифровой среды; представлены результаты.
Представляются результаты изучения взаимообусловленности становления суверенного личностного пространства и копинг-стратегии поведения студентов в образовательной среде вуза.
Рассматривается нейропедагогический подход как эффективный способ организации и интенсификации учебного процесса, основанного на функциональных возможностях головного мозга, описываются преимущества данного подхода при внедрении его элементов в развитие иноязычных лексических умений студентов педагогического направления подготовки, подчеркивается необходимость учета универсальных закономерностей когнитивных процессов.
Обоснована необходимость проведения занятия по профилактики наркомании школьников и студентов в рамках химико-биологических дисциплин. Приведены основные вопросы для полилога в рамках дисциплин «Органическая химия» программы среднего полного образования и «Химия биологически активных веществ». Сделаны выводы о результативности данной профилактической меры для формирования антинаркотической устойчивости студентов и школьников.
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Рассматриваются особенности самостоятельной работы студентов в процессе исследовательски-ориентированного обучения физике. Описаны виды научной самостоятельной работы, варианты ее осуществления, этапы формирования навыков научно-исследовательской работы.
Обсуждается опыт студенческой проектной работы по созданию просопографической базы данных, содержащей сведения о первых преподавателях физики Калининграда. Объектом исследования является профессорско-преподавательский коллектив кафедры физики в Калининградском государственном педагогическом институте в период с 1948 по 1966 гг. Предметом исследования – процесс возникновения, становления и развития обучения физике в Калининградском пединституте.
База данных содержит информацию о социально демографических характеристиках, компетентности и научно-исследовательской активности преподавателей физики пединститута. Новизна исследования заключается в том, что впервые была проведена всесторонняя оценка педагогического и научного наследия в области физики, оставленного несколькими поколениями сотрудников педагогического института. База данных будет полезна студентам, преподавателям и всем интересующимся историей образования.
Рассматриваются компоненты пространственного мышления, включающие восприятие пространственных отношений, представление трехмерных объектов и оперирование пространственными понятиями. Анализируются различные виды стереометрических задач, выявляются их характеристики, составляющие теоретическую основу организации деятельности. Выделены компоненты пространственного мышления в процессе решения стереометрических задач. Приведены примеры стереометрических задач с описанием их видовых особенностей. Определена роль решения стереометрических задач в развитии пространственного мышления старшеклассников.
Представлена система универсальных компетенций в соответствии с ФГОС 3++ для студентов направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», а также показатели достижения компетенций, авторское видение оценки уровня сформированности компетентности с точки зрения «знать», «уметь», «владеть навыком» с учетом специфики преподавания дисциплины «Физика». Даны задания, в ходе выполнения которых, формируются универсальные компетенции и одновременно оценивается уровень их сформированности на занятиях по физике в МАДИ и АГЗ МЧС России.
Рассматриваются методы решения некоторых проблем довузовской подготовки иностранных военнослужащих по физике на русском языке как иностранном.
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Выявляются и анализируются проблемы, затрудняющие изучение геометрии школьниками в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Обращается внимание на необходимость практической применимости знаний по геометрии. Особый акцент делается на формировании компетенции школьников в области геометрии, включающей когнитивный, функциональный, мотивационный и личностный компоненты. Подчеркивается важность разработки учебно-методического обеспечения, направленного на формирование компетенции обучающихся при изучении геометрии в 5–6 классах. Особое внимание уделяется стратегии формирования геометрической компетенции и развитию обучающихся в этой области.